Детское пособие до 3 лет в 2018 году многодетным

Детские пособия до 16 лет

Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет выплачивается одному из родителей (или усыновителю, опекуну) на каждого рожденного, усыновленного или принятого под опеку малыша до достижения им шестнадцати лет (если ребенок учится в общеобразовательном учреждении, то оно будет назначено до окончания обучения, но не более, чем до достижения им совершеннолетия).

Размер ежемесячной выплаты устанавливается в регионах индивидуально и составляет в среднем от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в зависимости от категории получателей. Выплаты производятся службой Социальной защиты населения (СЗН).

Для того, чтобы получить этот вид помощи, вам необходимо пройти несколько этапов.

Первый этап. Подтверждение условий

Как правило, ежемесячное пособие на ребенка назначается при соблюдении следующих основных условий:

  1. Ребенок проживает совместно с родителями (усыновителем, опекуном).
  2. Семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (см. критерии нуждаемости).
  3. Пособие не будет назначено, а ранее назначенные выплаты будут приостановлены в случаях, если:

    • ребенок находится:
      • на полном государственном обеспечении;
      • под опекой, и опекуны получают денежные средства на его содержание;
      • его родители лишены родительских прав.
      • Второй этап. Подготовка пакета документов

        Для оформления пособия необходимо собрать следующие документы:

        1. Заявление о выплате пособия, в котором нужно указать номер счета для перечислений в отделении Сбербанка;
        2. Копии паспортов родителей;
        3. Справка с места работы родителей о доходах за последние 3 месяца (в случае, если родители безработные, нужна справка из центра занятости и копия трудовой книжки);
        4. Копия свидетельства о браке;
        5. Справка с места жительства о совместном проживании с ребенком;
        6. Копия свидетельства о рождении ребенка (в случае установления отцовства — копия Свидетельства об установлении отцовства);
        7. На детей старше 16 лет также потребуется справка об учебе в общеобразовательном учреждении.

          Четвертый этап. Подача документов и сроки получения выплаты

          Предварительно подготовленный пакет документов необходимо предоставить в органы Соцзащиты населения по месту жительства ребенка.

          Пособие на ребенка до 16 лет будет назначено за текущий месяц. Выплата его производится до достижения шестнадцати лет. В случае обучения ребенка в общеобразовательном учреждении оно выплачивается до конца учебы, но, как правило, не более чем до достижения ребенком 18 лет.

          Решение о выплате или отказе в назначении пособия принимается не позднее 10 дней после подачи пакета документов. В случае отказа уведомление об этом направляется заявителю отделением соцзащиты, с возвратом собранных документов.

          Если сведения о доходах семьи, указанных в заявлении, подлежат дополнительной проверке органами социальной защиты населения, заявителю высылается уведомление о её проведении. В этом случае окончательный ответ о назначении ежемесячного пособия на ребенка или отказе в его выплате будет предоставлен заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения.

          Более подробные правила и условия получения ежемесячного пособия на ребенке в конкретных субъектах федерации читайте в региональном разделе.

          Детские пособия в 2018 году

          С 2018 года в России появилось сразу несколько новых мер поддержки семей с детьми. Об этом решении в ноябре 2017 года объявил Владимир Путин, обозначив анонсированные нововведения как «перезагрузку политики демографического развития», которая на протяжении последних лет основывалась преимущественно на программе материнского капитала за второго ребенка и дополнительных выплатах, направленных на поддержку многодетных семей. В связи с признаваемыми успехами программы маткапитала, ставшей за 11 лет уже привычной для российских родителей, было решено продлить ее до 2021 года включительно. Также сохраняется и будет расширена на новые регионы с низким коэффициентом рождаемости ежемесячная выплата при рождении третьего ребенка до 3 лет. Однако руководство страны признает, что для преодоления новых демографических проблем существующих детских пособий уже недостаточно, поэтому в 2018 году будут введены новые меры социальной поддержки, в том числе две новые ежемесячные выплаты на детей до 1.5 лет в размере прожиточного минимума (в среднем около 10000 рублей в месяц) — при рождении первого ребенка и в виде ежемесячных выплат из материнского капитала наличными на второго и последующих детей.

          Что касается повышения размера уже действующих детских выплат, то с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами — в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий, устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части пособия по уходу за ребенком до 3 лет) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе будут повышаться ежегодно с 1 февраля на величину фактической инфляции за прошлый год — иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год определена Росстатом на уровне 2.5%). Однако это правило не распространяется на материнский капитал, размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года, поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.

          Нужно понимать, что проводимая индексация на величину прошлогодней инфляции (с 1 февраля 2018 года всего на 2,5%) не обеспечивает рост пособий в реальном выражении, а позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого — напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством аж в 2015 году.

          В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов — мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении детских пособий в Москве с 1 января 2018 года, которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличились с 2018 года сразу в 2 раза и более!

          Свежие новости и изменения

          Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин, слова которого приводило агентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит».

          Дело в том, что Правительство сейчас больше нацелено не на то, чтобы и дальше увеличивать социальные расходы, а на то, чтобы дать семьям возможность больше зарабатывать самостоятельно. О том, что увеличение социальной поддержки государства не приводит к снижению бедности, в частности, в 2017 году неоднократно говорил Министр финансов России Антон Силуанов:

          Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости, которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» — например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи — 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…

          Индексация пособий в 2018 году (таблица)

          Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится по единому порядку с 1 февраля в соответствии со статьями 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, утвержден постановлением Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за весь прошедший 2017 год, которая ранее была определена на уровне 2.5% (что соответствует коэффициенту индексации 1.025). Постановление вступает в силу с 01.02.2018 года.

          Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:

        8. минимального размера оплаты труда (МРОТ) — повысился с 7800 до 9489 рублей (см. федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ);
        9. предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС — в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. постановление Правительства от 15 ноября 2017 г. № 1378).
        10. Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).

          Таблица — Пособия на детей в 2018 году

          Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты, на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).

        11. 43615,65 — в обычном случае за 140 дней листка нетрудоспособности;
        12. 48600,30 — при осложненных родах (156 дней больничного);
        13. 60438,83 — при многоплодной беременности (194 дня декрета)
        14. 282106,70 — за 140 дней;
        15. 314347,47 — за 156 дней;
        16. 390919,29 — за 194 дня
        17. 3065,69 — на первого ребенка;
        18. 6131,37 — на второго, третьего и последующих
        19. 3142,33 — на первого (3788,33 руб. минимум работающим по МРОТ);
        20. 6284,65 — на второго и каждого следующего
        21. 3162,00 — от рождения до достижения 1.5 лет;
        22. 6324,00 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет
        23. 3241,05 — от 0 до 1.5 лет
        24. 6482,10 — от 1.5 до 3 лет
        25. График оформления и выплаты детских пособий

        26. Пособия для всех семей, имеющих детей
          • При рождении ребенка
          • Дополнительные виды пособий
            • Когда оформляют и выплачивают
            • От начала беременности

              12 недель беременности

              28 или 30 недель беременности

              Конец декретного отпуска

              Конец декретного отпуска

              От рождения или от 1,5 лет

              До 16 или до 18 лет

              Усыновление ребенка

              6 месяцев после усыновления
              (не ограничено)

              180 дней беременности жены военнослужащего

              Окончание срочной службы отца ребенка

              Рождение ребенка

              Наступление смерти военнослужащего

              Передача ребенка на воспитание в семью

              6 месяцев после передачи

              График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

            • Пособия для всех семей
              • При усыновлении ребенка
              • Семьям военнослужащих по призыву
              • Приемным родителям и опекунам
              • 12
                недель
                беременности
              • 28 или 30
                недель
                беременности
              • Конец
                декретного
                отпуска
              • 0,5
                года
              • 1,5
                года
              • 18
                лет
              • при постановке
                на учет на ранних сроках
              • по беременности
                и родам
              • при рождении
                ребенка
              • материнский (семейный)
                капитал
              • при рождении третьего
                и последующих детей
              • по уходу за ребенком
                до 1,5 лет
              • компенсация
                в отпуске до 3-х лет
              • региональное пособие
                на ребенка*
              • Выплаты возможны*
              • 3
                месяца
              • 3
                года
              • 16
                лет
              • при усыновлении
                третьего ребенка
              • региональное
                пособие на ребенка*
              • Рождение
                ребенка
              • Усыновление
                ребенка
              • 6 месяцев
                после усыновления
              • пособие при передаче ребенка
                на воспитание в семью**
              • материнский
                (семейный) капитал**
              • Единовременные выплаты
              • Ежемесячные выплаты
              • 180 дней
                беременности жены
                военнослужащего
              • беременной жене военнослужащего,
                проходящего военную службу по призыву
              • на ребенка
                военнослужащего*
              • по потере
                кормильца**
                • Начало
                  срочной службы
                  отца ребенка
                • Наступление
                  смерти
                  военнослужащего
                • Окончание
                  срочной службы
                  отца ребенка
                • Передача ребенка
                  на воспитание
                  в семью
                • 6 месяцев
                  после передачи
                • пособие при передаче ребенка
                  на воспитание в семью
                • выплаты на содержание приемных
                  и опекаемых детей
                • Большинство из представленных выше пособий будут выплачиваться семьям в новом, повышенном размере только в том случае, если право на их получение возникло после проведения индексации (то есть после 1 февраля 2018 года).

                  Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году

                  Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено единственное единовременное пособие, полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.

                  Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:

                • 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
                • 16759,09 рублей — с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 2.5%).
                • Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся.

                  Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть если оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять справку о неполучении пособия вторым родителем.

                  Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается символическое единовременное пособие в размере 613,14 рублей (628,47 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с больничным по беременности и родам предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.

                  Для неработающих женщин за раннюю постановку на учет никакой доплаты к единовременному пособию при рождении ребенка в 2018 году не предусмотрено.

                  Руководством субъектов федерации через органы Соцзащиты населения дополнительно к представленному федеральному перечню могут предоставляться дополнительные региональные пособия при рождении ребенка. В этом случае их размеры и условия получения могут быть самыми разнообразными в зависимости от возможностей регионального бюджета. Например, в Москве при рождении супругами в возрасте до 30 лет второго или третьего ребенка региональное единовременное пособие при рождении может превышать 100 тыс. рублей за каждого ребенка (так называемые лужковские выплаты молодым семьям).

                  Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

                  Это второе основное федеральное пособие (наряду с единовременным при рождении ребенка), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.

                  Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размере через органы Социальной защиты населения:

                • 3142,33 рублей в месяц — на первого ребенка;
                • 6284,65 рублей в месяц — на второго ребенка, третьего и последующих.
                • Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере, если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:

                • если пособие оформляется на первого ребенка — 7870,90 рублей, если отпуск по уходу за ребенком оформляется после 1 февраля 2018 года;
                • если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих — 15741,77 рублей, если пособие назначается после 1 февраля.
                • Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7870,90 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей).

                  Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования (из ФСС) приводятся в таблице ниже.

                  Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей, то, как и в случае с единовременным пособием при рождении ребенка, при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это пособие не назначается и не выплачивается.

                  Затем это двойное чернобыльское пособие стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему была введена новая ежемесячная выплата до 3 лет, выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере (указаны суммы с 1 февраля 2018 года):

                • 3241,05 рублей — от рождения ребенка до достижения 1.5 лет;
                • 6482,10 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет.
                • Выплаты на второго ребенка в 2018 году

                  При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит такой же общий перечень пособий, который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального пособия по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет — 6284,65 рублей вместо 3142,33 на первого ребенка с учетом индексации с 1 февраля 2018 года. Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка как работающим родителям (по месту работы через ФСС), так и неработающим (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).

                  Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести статус малоимущей семьи (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение дополнительных региональных пособий, выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).

                  Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка

                  Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). В 2018 году материнский капитал снова будет составлять 453026 рублей, и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).

                  Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).

                  Однако это не совсем так. Строго ограниченный перечень вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его на улучшение жилищных условий (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли, а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).

                  Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным снижением процентных ставок по ипотеке. Теперь при приобретении квартиры в кредит вклад материнского капитала (несмотря на то, что его индексация не проводится уже несколько лет) в относительном выражении может составлять более существенную сумму, чем до 2015 года, поскольку сейчас существенно снизился общий объем переплаты по процентам за ипотечный кредит.

                  По данным статистики, более половины квартир в стране в 2017 году было приобретено в ипотеку, и в 40% таких сделок используется материнский капитал. При этом средний возраст ипотечных заемщиков за время действия программы маткапитала снизился на 14 лет — то есть зачастую это молодые семьи, которые еще не успели накопить средств на самостоятельную покупку жилья, но имеют стабильный доход и двоих детей.

                  В связи с этим решение Правительства не индексировать материнский капитал до 2020 года кажется отчасти логичным и оправданным, поскольку благодаря стабилизации финансового сектора страны у многих семей сейчас открывается больше возможностей для использования сертификата на покупку жилья с минимальной переплатой, чем это было до 2015 года. Это, в частности, отмечается многими экспертами.

                  Выплаты многодетным семьям на третьего ребенка до 3 лет (изменения)

                  С 1 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Президентом России Владимиром Путиным в один из своих майских указов 2012 года — «О мерах по реализации демографической политики РФ». В соответствии с этими изменениями, утвержденными новым указом Президента от 18.10.2017 г. № 487, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на третьего ребенка до 3 лет будет выплачиваться в тех регионах страны, в которых «величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2».

                  Напомним, этот показатель характеризует среднее количество детей, рожденных одной женщиной в текущем поколении. В соответствии с этим указом выплата может вернуться в большинство из тех регионов страны, в которых она была отменена в 2016-2017 гг. из-за того, что была достигнута средняя по стране величина суммарного коэффициента рождаемости (за 2016 год этот показатель по данным Росстата в среднем по стране составил 1.762, причем для городского населения — 1.672, а для проживающих в сельской местности — 2.056).

                  Напомним, эта выплата предоставляется малоимущим семьям при рождении или усыновлении ребенка, являющегося в семье третьим или последующим, в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. Финансирование на нее выделяется смешанное: часть средств идет из регионального бюджета, а остальное выделяется на условиях софинансирования из госбюджета.

                • Согласно последнему на данный момент докладу Правительства о ходе выполнения «майских указов», средний размер ЕДВ на третьего ребенка по состоянию на 1 января 2017 года составлял 9824 рубля.
                • Меньше всего эта выплата составляет в традиционно «многодетных» регионах страны, которые ввели ее по собственной инициативе (3000 рублей в Республике Хакасия и Башкортостане), а больше всего — в малочисленных по населению северных регионах (20849 рублей в Ненецком автономном округе) на условиях софинансирования из госбюджета.
                • В 2017 году выплата предоставлялась всего более чем в 60 регионах страны, из них только в 50 — на условиях федерального софинансирования (в них суммарный коэффициент рождаемости был ниже среднего по стране). Остальные регионы предоставляли многодетным семьям аналогичную выплату из собственного бюджета без федеральной поддержки. Многие из этих регионов с 2018 года получили возможность выплачивать пособия за третьего и последующего ребенка с поддержкой федерального бюджета.

                  posobie-expert.ru

                  Детские пособия и выплаты на ребенка в многодетных семьях

                  По данным переписи населения России, проведенной в 2010 году, в стране в настоящий момент насчитывается более 1 млн. многодетных семей. При этом общее количество семейных союзов, включающих двух человек и более, составляет 40,7 млн., то есть в среднем многодетными являются родители в каждой сороковой российской семье (2,5% от общего количества). Такие данные приводятся в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства от 25 августа 2014 года № 1618-р.

                  Меню для навигации по странице

                  Необходимо отметить, что сегодня многодетность в стране носит явно выраженный региональный характер. Для многих субъектов Российской федерации данное явление можно назвать, по крайней мере, нехарактерным. При этом более половины таких семей проживают не в городе, а в сельской местности.

                  Вопросы предоставления государственной социальной помощи и оказания материальной поддержки семьям с тремя детьми и более (включая детские пособия и иные денежные выплаты) имеют высокую общественную значимость, поскольку в целом именно многодетными родителями воспитывается 20% от общего количества детей.

                  Статус многодетной семьи и его правовое регулирование

                  Основным документом, устанавливающим социальный статус многодетных семей в России на федеральном уровне, является Указ Президента Российской Федерации номер 431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» от 5 мая 1992 года (с дополнениями от 25 февраля 2003 года).

                  Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что
                  в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат.

                  Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При этом в большинстве регионов России многодетными считаются родители, если на их содержании находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет.

                  Необходимо отметить, что в настоящее время 77% от общего числа многодетных составляют семьи
                  с тремя детьми.

                  В 2014 году на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) стартовал сбор голосов за инициативу № 77Ф13902 о принятии проекта федерального закона о многодетных семьях. Голосование инициировано Общероссийской общественной организацией «Семьи России» в целях установления юридических прав многодетных на федеральном уровне и улучшения качества их жизни.

                  В соответствии с текстом предлагаемого законопроекта, понятие «многодетной семьи» должно устанавливаться на территории страны в соответствии с динамикой естественного прироста населения:

                • при отрицательной динамике — в отношении семей с тремя детьми и более (включая усыновленных) возрастом до 18 лет (до 22 при обучении по очной форме в образовательных учреждениях);
                • при положительной — при количестве детей четыре и более.
                • Детские пособия и выплаты многодетным

                  Многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками независимо от фактических причин их появления:

                • семьи с запланированной многодетностью;
                • образовавшиеся от повторных браков родителей, в которых рождаются новые дети;
                • неблагополучные семьи, возникающие, как правило, по причине безответственного поведения родителей.
                • В связи с этим государство должно уделять значительное внимание вопросам обеспечения социальной поддержки семей при рождении третьего ребенка, четвертого и последующих, особенно в условиях социальной и экономической нестабильности.

                  Однако в январе 2015 года в рамках обсуждения антикризисных мер в социальной сфере глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что дополнительные виды материального стимулирования рождаемости больше предусматриваться не будут, поскольку его возможности с учетом предпринятых ранее плодотворных мер уже исчерпаны.

                  В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

                  Федеральные пособия на ребенка

                  Прежде всего, многодетные родители вправе претендовать на все виды социальных выплат, предусматриваемых законом номер 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, поскольку они устанавливаются независимо от количества детей и очередности их рождения. Данные виды выплат и их размеры на текущий год и предыдущие периоды подробно рассматриваются на главной странице нашего сайта.

                  Особо в этой связи необходимо отметить только ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, поскольку в отношении него действующими нормами дифференцировано (нарастающей суммой с увеличением числа родившихся детей) устанавливаются фиксированные минимальные размеры с учетом очередности рождения:

                • на первого ребенка — 2908,62 руб.;
                • на второго и последующих — 5817,24 руб.
                • При одновременном нахождении матери в отпуске по уходу за несколькими детьми применяются следующее правило: представленные выше минимальные размеры ежемесячных выплат складываются (то есть объемы начислений не могут быть меньше суммы приведенных значений на каждого ребенка).

                  Максимально возможная сумма ежемесячного пособия до 1,5 лет на нескольких детей при его назначении в форме обязательного социального страхования не может превышать 100% среднего месячного заработка за два предыдущих года, или 53887,12 руб. с учетом установленных в 2014 и 2015 годах пределов страховой базы.

                  Региональные пособия и выплаты многодетным

                  В большинстве регионов страны социальная поддержка по многодетности оказывается адресно на основании правовых актов различного уровня и юридической силы:

                • определяющих социальный статус и меры социальной поддержки «отдельных категорий граждан» в наиболее общем случае;
                • определяющих меры поддержки семей с детьми из средств бюджетов субъектов Федерации;
                • исключительно адресованных многодетным семьям (наиболее удобно для практического применения).
                • Например, ежемесячное пособие на ребенка до достижения 16 или 18 лет, условия предоставления и размеры которого определяются в соответствии с требованиями ст. 16 закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года, может устанавливаться в повышенном размере в отношении детей из многодетных семей субъектами Федерации самостоятельно на основе соответствующих нормативных актов.

                  Например, с 1 января 2015 года на территории Орловской области в соответствии с областными законами 350-ОЗ от 2 октября 2003 года и 439-ОЗ от 19 ноября 2004 года (с актуальными изменениями и дополнениями) размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

                • в общем случае — 270,47 руб.;
                • на ребенка в многодетных семьях — 473,30 руб. (на 75% выше базового размера).
                • В большинстве регионов страны жителям предоставляются также региональные единовременные пособия при рождении ребенка, поощряющие рождение 3 детей и более.

                  Например, в Московской области в соответствии с законом 1/2006-ОЗ от 12 января 2006 года при рождении третьего ребенка и последующих детей наряду с аналогичной федеральной единовременной выплатой в размере 15512,65 руб. выплачивается также:

                • разовое пособие 30 000 руб. — на каждого ребенка;
                • при рождении тройни — 150 000 руб. на семью.
                • Таким образом, данная региональная выплата существенно дополняет единую федеральную с учетом благосостояния и уровня жизни данного субъекта Российской Федерации — Подмосковья.

                  Кроме того, в целях стимулирования рождаемости в России и оказания материальной помощи многодетным семьям с 2013 года в соответствии с Указом № 606, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным
                  7 мая 2012 года, в большинстве регионов страны предоставляется ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до трех лет.

                • По состоянию на середину 2014 года данное пособие выплачивалось 168 тысячам семей в 66 регионах страны.
                • С 1 января 2015 года к ним присоединились субъекты Крымского федерального округа (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).
                • Правила предоставления и размер выплаты определяется в каждом конкретном субъекте Федерации самостоятельно, однако в большинстве случаев пособие предоставляется в размере регионального прожиточного минимума на ребенка при подтверждении семьей статуса малообеспеченной.

                  Например, по результатам 2014 года по стране сложилась следующая статистика по начисляемой сумме ежемесячного пособия на ребенка до 3 лет в многодетных семьях:

                • средний размер выплат — 7 724,37 руб.;
                • минимум — 6 432 руб. (Белгородская область);
                • максимум — 16 253 руб. (Камчатский край).
                • Региональными законами о статусе многодетной семьи могут устанавливаться дополнительные выплаты и денежные льготы по многодетности. О правах многодетных в каждом конкретном регионе России узнавайте в территориальных Управлениях (отделениях) социальной защиты населения (УСЗН).

                  Материнский капитал

                  Большинство российских семей после кризисных 1990-х годов не решаются на рождение нескольких детей, поскольку зачастую даже появление единственного ребенка может поставить семью на грань выживания.

                  Данная ситуация привела к тому, что в 1999 году рождаемость в России установилась на рекордно низкой отметке — 1,21 млн. родившихся человек (для сравнения: к 2015 году данный показатель превысил отметку 1,90 млн. детей, что почти на 60% выше указанного минимума).

                  Федеральный маткапитал на второго ребенка и последующих

                  В целях создания условий, способствующих обеспечению достойного уровня жизни семьям с детьми, законом 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года на территории Российской Федерации с 1 января 2007 года впервые был установлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей.

                  Данная сумма ежегодно индексируется с учетом планируемого уровня инфляции и в 2016 году составляет уже более 453 тыс. рублей.

                  Выплаты по программе федерального материнского капитала полагаются в наиболее общем случае имеющей гражданство РФ женщине, родившей или усыновившей от момента начала действия программы до 31 декабря 2016 года включительно второго, третьего ребенка и последующих детей. При этом необходимо учитывать, что государственный сертификат на маткапитал может быть предоставлен отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) только один раз.

                  Благодаря данной мере государственной социальной поддержки за последние годы существенно увеличилось количество семей, решившихся в том числе и на рождение третьего ребенка. Это, прежде всего, касается тех родителей, у которых до 1 января 2007 года уже было несколько детей. В связи с этим в последнее время количество многодетных в стране увеличивается ежегодно в среднем на 10%.

                  Более подробно об актуальных изменениях по программе материнского капитала и ее завершении можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте.

                  Региональный маткапитал на третьего ребенка и последующих

                  В п. 2 ст. 1 Федерального закона о материнском капитале законодатель предусмотрел возможность введения на территории субъектов Федерации за счет соответствующих бюджетов дополнительных мер по предоставлению семьям с детьми материальной поддержки в форме регионального материнского капитала.

                  Выступая 30 ноября 2011 года с ежегодным посланием Федеральному собранию третий Президент России Дмитрий Медведев рекомендовал введение такой формы поддержки семей повсеместно, хотя программа регионального маткапитала стартовала в некоторых субъектах РФ значительно раньше.

                • Впервые в России региональные дополнительные меры поддержки семей с детьми были введены в Смоленской области областным законом от 28 февраля 2008 года № 15-з в размере 100 000 рублей при рождении второго ребенка и последующих детей с 1 января 2008 года.
                • Предусматривалось, что данное право может быть реализовано только при достижении ребенком трехлетнего возраста, то есть фактически первые выплаты были осуществлены только с 2012 года в виде суммы 132 000 рублей (с учетом ежегодной индексации).
                • В 2016 году размер областного маткапитала составил уже 163 300 рублей.
                • В большинстве других регионов страны право на местный маткапитал предоставляется только многодетным, то есть при рождении третьего ребенка и последующих детей. По общему правилу, выделяемые региональным бюджетом денежные средства могут быть реализованы не ранее, чем через 3 года после появления соответствующего права.

                  Об особенностях предоставления материнского капитала, обеспечиваемого средствами бюджетов субъектов РФ, можно прочитать в нашем региональном разделе.

                  Государственные награды

                  Кроме рассмотренных ранее денежных выплат, предоставляемых многодетным в форме единовременных или ежемесячных пособий, а также разовых государственных семейных субсидий, предусматривается дополнительное материальное вознаграждение родителей в форме государственных и региональных наград.

                  В частности, Указом Президента России № 775 от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава» как специализированная государственная награда многодетным родителям, при награждении которой выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 рублей (с 1 января 2013 года — 100 000 рублей).

                  Награждение орденом производится в отношении:

                • обоих многодетных родителей (усыновителей), состоящих в зарегистрированном браке;
                • одного отца или матери в случае неполной семьи.
                • При этом необходимо соблюдение следующих условий:

                • указанные лица должны воспитывать или уже воспитать семь детей (до 2010 года — четырех), являющихся гражданами РФ;
                • награждение производится не ранее достижения седьмым ребенком возраста 3 лет;
                • остальные дети на момент награждения должны оставаться в живых (за исключением случаев, когда смерть детей возникла при защите Отечества и его интересов);
                • родители должны обеспечивать достойное воспитание и содержание всех детей не менее 5 лет.
                • Указом Президента также рекомендуется предоставление дополнительных мер социальной поддержки (в том числе денежных вознаграждений) из региональных бюджетов. Например, в Курганской области при награждении орденом «Родительская слава» предоставляется дополнительное разовое поощрение 50 000 рублей в соответствии с Постановлением областной администрации № 85 от 16 марта 2009 года.

                  Условия предоставления денежных выплат в связи с награждением многодетных семей различными государственными и региональными наградами устанавливаются регионами самостоятельно на основании соответствующих нормативных актов.

                  В дополнение к этому в регионах также устанавливаются дополнительные награды многодетным семьям с разовыми денежными выплатами. В той же Курганской области, в частности, предусматривается единовременное пособие матерям, награжденным знаком отличия «Материнская слава», в размере:

                • 100 000 руб. — за Почетный знак первой степени;
                • 50 000 руб. — второй;
                • 25 000 руб. — третьей.
                • Денежные льготы и компенсации

                  Указом Президента России № 431 от 5 мая 1992 года предусматривается минимальный федеральный стандарт льгот по многодетности, в том числе предоставляемых в виде разнообразных денежных послаблений, устанавливаемых во всех субъектах РФ:

                • скидки на оплату государственных и муниципальных услуг;
                • право на увеличение количества доходов родителей, не облагаемых налогом на доходы физических лиц (НДФЛ);
                • субсидирование строительства жилья и приобретения стройматериалов многодетными семьями в виде предоставления кредитов, дотаций и беспроцентных ссуд на льготных условиях;
                • льготы по обязательному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению, позволяющие улучшить условия предоставления и увеличить размер соответствующих видов пенсий.
                • Однако президентский Указ не предусматривает конкретного механизма реализации данных направлений социальной поддержки. В связи с этим порядок предоставление льгот многодетным устанавливается дополнительными федеральными, региональными и местными нормативными актами.

                  Жилищные и коммунальные льготы

                  Указ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» устанавливает денежные льготы многодетным семьям в виде скидки не менее 30% (в некоторых регионах в размере до 50% — в частности, в Республике Крым и городе Севастополь) на оплату:

                • коммунальных услуг — отопление, водоснабжение и канализация, электрическая энергия и природный газ;
                • топлива различных видов — при проживании в жилых домах, не имеющих централизованной системы отопления.
                • Однако поскольку в настоящее время значительные объемы коммунальных услуг населению предоставляются коммерческими управляющими компаниями, в виду несовершенства местного законодательства зачастую данные льготы не могут быть реализованы на практике.

                  Существующие нормы не предусматривают обязательства коммерческих организаций по предоставлению льгот населению за счет собственных средств. В данных условиях они могут оказываться только при полной или частичной компенсации затрат (на условиях софинансирования).

                  Иным образом механизм реализации жилищных и коммунальных льгот реализован правительством Санкт-Петербурга. В соответствии с городским законом № 228-45 от 21 мая 2009 года многодетным в зависимости от количества членов семьи предоставляется денежная выплата, начисляемая ежемесячно до очередного срока оплаты жилья и коммунальных услуг при условии отсутствия задолженностей по данным платежам.

                  Во многих регионах страны существуют также формы субсидирования расходов многодетных семей
                  на приобретение или строительство жилья:

                • социальная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения (например, в Республике Башкортостан);
                • программы льготного ипотечного кредитования в крупных банках страны (Сбербанк, ВТБ24 и др.) при участии региональных органов и Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК).
                • Для получения данных льгот, как правило, дополнительно необходимо состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

                  Налоговые льготы многодетным

                  Нормами налогового законодательства предусматривается вычет по НДФЛ на детей, предоставляемый родителям, на содержании которых находятся дети до 18 лет (до 24 лет при обучении по очной форме), в следующих размерах:

                • по 1400 рублей — на первого и второго ребенка;
                • по 3000 рублей — на третьего и каждого последующего, а также на ребенка-инвалида вне зависимости от очередности его рождения.
                • На данные суммы по месту работы может быть снижен ежемесячный объем дохода, облагаемого налогом по ставке 13%.

                  В расчете на год с учетом права на вычет по НДФЛ одновременно у обоих родителей (или у одного —
                  в двойном размере) прибавка к «чистой» заработной плате может составить существенную сумму, особенно ощутимую в многодетных семьях.

                  Подробнее о налоговом вычете на детей читайте в отдельной статье на нашем сайте.

                  Пенсионные льготы

                  В соответствии с нормами пенсионного законодательства России у многодетных матерей возникает право на досрочное установление страховой пенсии по старости (при достижении возраста 50 лет и страховом стаже не менее 15 лет) при выполнении двух основных условий:

                • рождение (или усыновление) пяти детей и более;
                • воспитание их, по меньшей мере, до возраста 8 лет.
                • В дополнение к этому по новым пенсионным законам с 1 января 2015 года за периоды отпуска по уходу за ребенком нарастающей суммой с увеличением числа родившихся детей начисляются пенсионные баллы (коэффициенты), из суммы которых за страховой период будет устанавливаться размер страховой пенсии по старости:

                • 1,8 пенсионных коэффициента за год отпуска — на первого ребенка;
                • 3,6 балла — на второго;
                • 5,4 — на третьего и последующих.
                • Вследствие этого многодетным родителям исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента будет гарантирована более высокая пенсия, особенно при невысоких официальных доходах, с которых работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР).

                  Дополнительно к этому в отношении многодетных могут устанавливаться региональные пенсионные льготы, в том числе в виде ежемесячной денежной компенсации к пенсии. В частности, по закону города Москвы № 60 от 23 ноября 2005 года матерям, родившим 10 детей и более, устанавливается выплата к любому виду государственной пенсии (на 2016 год — в размере 10 000 рублей).

                  Право на бесплатное жилье многодетным взамен земельных участков

                  1 марта 2015 года вступил в силу ряд поправок в Земельный кодекс (ЗК) РФ, устанавливающих новый порядок передачи земельных участков в собственность муниципалитетов, юридических лиц и отдельных категорий граждан (включая многодетные семьи) в соответствии с требованиями статей 39.1 — 39.20 Главы V.1, введенной в ЗК законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

                  Поправками в Земельный кодекс, внесенными законом № 138-ФЗ от 14 июня 2011 года, было впервые установлено право многодетных семей на бесплатное получение участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 28 ЗК РФ в старой редакции).

                  С 1 марта 2015 года эта статья и ряд других старых положений утратили юридическую силу, а взамен них была введена отдельная глава V.1, устанавливающая новые порядки передачи земли («земельная реформа» 2015 года).

                  Существенные дополнения в рамках нового земельного порядка устанавливаются в отношении прав семей, имеющих трех детей и более (в особенности с учетом изменений, внесенных законом от 29 декабря 2014 года № 487-ФЗ в п 6. статьи 39.5). Существовавшее ранее право на бесплатное предоставление участка земли за многодетными сохраняется, однако появляются два важных дополнения.

                • При установлении порядка предоставления земли субъектами Федерации помимо самого статуса многодетности (наличие трех и более несовершеннолетних детей) теперь может предусматриваться дополнительное требование: для получения права на бесплатный участок многодетные родители должны стоять на учете в местной администрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях (или должно быть соответствующее основание для их постановки на учет).
                • Органы власти в регионах теперь могут также предоставлять с согласия многодетных семей на их выбор вместо бесплатного земельного участка «мер по обеспечению жилыми помещениями» (в зависимости от уровня нуждаемости), что может предполагать:
                  • предоставление бесплатного социального жилья (квартиры или индивидуального дома) в собственность;
                  • выделение квартир на условиях социального найма;
                  • субсидии на частичное погашение стоимости жилья, приобретаемого семьей самостоятельно на коммерческих условиях, в том числе с привлечением ипотечных кредитов (уплата основного долга или процентов).

        Необходимо отметить, что предусматриваемое новой редакцией Земельного кодекса РФ право выбора многодетными родителями дополнительных мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий взамен права на бесплатный земельный участок в конечном виде будет реализовываться
        на местах региональными законами и нормативными актами органов местного самоуправления, которые в настоящий момент все еще находятся в стадии обсуждения.

        Особую остроту вопросу придает возможность установления субъектами Федерации дополнительного критерия «нуждаемости» многодетной семьи в улучшении жилищных условий:

      • до 1 марта 2015 года право на бесплатную землю предоставлялось гражданам России, как правило, независимо от материального положения семьи и имеющегося имущества, то есть исключительно по принципу многодетности;
      • в результате проведенной «земельной реформы» и земельный участок, и право выбора «мер по обеспечению жилыми помещениями» с марта 2015 года может предоставляться по решению властей на местах с учетом возможностей бюджетов только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
      • Причем конкретные меры по решению жилищных проблем многодетных также должны устанавливаться на местах, и они не обязательно будут предполагать предоставление права выбора бесплатного жилья вместо земельных участков.

        Заключение

        В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

        Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.