Детское пособие на ребёнка 6 лет

Размер пособия по беременности и родам

В 2018 году размер единовременного пособия по беременности и родам (БиР) в соответствии с федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. для женщин, находящихся на момент ухода в декрет в различном социальном положении, может устанавливаться равным:

  • 100% величины среднего заработка — для работающих женщин, подлежащих обязательному страхованию на случай нетрудоспособности и материнства;
  • 100% размера денежного довольствия — для военнослужащих-контрактниц;
  • в минимальном фиксированном размере — во всех остальных случаях (в том числе некоторым категориям неработающих — учащимся, уволенным при ликвидации организации и др.).
  • Навигация по странице

    Законодательная база, устанавливающая указанные размеры пособия по БиР:

  • ст. 8 федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • ст. 11 закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  • Никаких особых изменений в порядке исчислении декретного пособия по сравнению с предыдущими годами не произошло, за исключением индексации минимального фиксированного размера на 7% с 1 февраля 2016 года, ежегодного повышения МРОТ (дважды в текущем году) и новых максимальных лимитов.

  • Размер пособия исчисляется от зарплаты или другого вида дохода с учетом районного коэффициента (если последний актуален для местности, в которой проживает уходящая в декрет женщина, и он не был уже учтен при начислении заработной платы).
  • Если женщина в течение минимум двух лет совмещала работу у двух работодателей, то размер пособия исчисляется из зарплаты у каждого из них. Тогда в женской консультации она должна оформить два декретных больничных для предоставления по каждому месту работы.
  • Сумма выплаты, исчисляемая исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ), подлежит ежегодной индексации (6204 руб. с 1 января и 7500 руб. с 1 июля 2016 года).
  • Максимальное пособие по беременности и родам в 2018 году

    Размер декретного пособия в общем случае зависит от средней зарплаты, но при слишком большом доходе ограничивается определенными рамками. То есть при годовой зарплате, например, в миллион рублей, декретные выплаты будут начисляться не с этой суммы, а с меньшей — с которой по закону могут уплачиваться работодателем взносы в страховые фонды (ПФР, ФОМС и ФСС).

    Пособие начинает начисляться только после выхода женщины в декрет. То есть беременная получит его в меньшем размере, если уйдет в отпуск по БиР позже установленного срока. Минимальная длительность полного отпуска по БиР составляет 140 дней (70 дней до родов и 70 — после), однако она может увеличиваться при многоплодной или осложненной беременности — пропорционально длительности будет увеличиваться и сумма положенной единовременной выплаты.

  • За каждый день переработки женщина будет получать зарплату в обычном размере, поэтому за эти дни ей не будут полагаться декретные выплаты.
  • При уходе в декрет с основной работы и с совмещаемой должности в разное время пособие будет начисляться за разное количество дней.
  • Напомним: чтобы получить пособие, нужно предоставить работодателю или в соцзащиту заявление вместе с больничным листком (а также другими документами при необходимости). Крайний срок обращения — не позже 6 мес. после окончания отпуска по БиР.

    Средний заработок для исчисления пособия в больничном листе

    По установленному правилу, декретные выплаты исчисляются исходя из среднего заработка за два предшествующих полных календарных года. При этом, в отличие от обычного больничного по временной нетрудоспособности, на размер декретного пособия не влияет трудовой стаж работницы (при условии, если он составляет более 6 месяцев).

    В средний заработок, используемый при расчете, включаются все виды доходов женщины, с которых были уплачены взносы в ФСС. К нему в соответствии с со ст. 9 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не относятся:

  • пособия по социальному страхованию, включая выплаты по временной нетрудоспособности (больничные);
  • периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением зарплаты;
  • выплачиваемая работодателем единовременная материальная помощь работникам в размере до 4 000 руб. за расчетный период;
  • другие менее распространенные виды выплат.
  • При расчете среднего заработка учитываются такие доходы:

  • зарплата и командировочные;
  • премии, гонорары;
  • отпускные;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • матпомощь от работодателя свыше неучитываемых 4 000 руб.
  • Среднедневной заработок исчисляется делением доходов, с которых уплачены страховые взносы в ФСС, за два календарных года, на количество дней в этом периоде (в простейшем случае — 730 дней). В общее количество дней не включаются:

  • Периоды, в течение которых женщина находилась на больничном, в отпуске по БиР и по уходу за ребенком.
  • Дни, когда работница освобождалась от обязанностей с частичным или полным сохранением оклада, если за это время не начислялись взносы в соцстрах.
  • Полученная цифра умножается на количество дней в декретном отпуске и получаем размер пособия в каждом конкретном случае. Размер пособия можно высчитать после закрытия больничного (основного и, если есть, дополнительного), в котором будет указано количество дней отпуска по БиР.

    Декрет может длиться:

  • 140 дней — базовый случай;
  • 156 дней — при осложнениях во время родов;
  • 194 дня — при рождении двоих или более детей одновременно.
  • Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году (таблица)

    Средний заработок для начисления декретных за каждый расчетный год не может превышать установленный законом максимум. Размер последнего равен предельной величине базы, с которой в ФСС начисляются страховые взносы.

    Предельные размеры баз для начисления декретных в 2016-2018 гг. приводятся в таблице ниже. При годовой зарплате, превышающей приведенные суммы, будут использоваться цифры из таблицы.

    Пределы страховой базы для взносов в ФСС за 2010-2016 гг.

    Примечание: Предельные базы для годов до 2014-го приведены для случаев, если женщина желает заменить год, в котором она находилась в декрете или в отпуске по уходу за другим ребенком, на другой календарный период.

    Фактически законом ограничивается не только учитываемый общегодовой, но и косвенно — фактический среднедневной заработок.

  • В общем случае он не может превышать сумму предельных баз за 2014 и 2015 гг., деленную на 730 (количество дней в двух обычных годах) или 731 (если один из двух годов — високосный).
  • То есть в общем случае в 2016 г. среднедневной заработок для расчета пособия не может быть больше, чем 1828,77 руб.
  • Максимальный размер пособия по беременности и родам в 2016 году

    Исходя из формулы расчета пособия и максимальной страховой базы, предельный размер выплат за 140 дней декрета в 2016 г. составит:

    140 дней × (624 000 руб. + 711 000 руб.) / 730 дней = 256 027,40 руб.

    Соответственно, при удлиненном декрете (осложненные роды, многоплодная беременность) и зарплате больше или равной страховой базе, работнице будет положено:

  • за декретный отпуск длиной 156 дней — 285 287,67 руб.
  • за отпуск длительностью 194 дня — 354 780,82 руб.
  • Важное дополнение: к полученному максимальному размеру выплаты не применяются районные коэффициенты. То есть, например, и в Заполярье, и в Причерноморье предельный размер пособия будет одинаковым.

    Минимальное пособие по беременности и родам в 2018 году

    В некоторых случаях пособие по БиР выплачивается в минимальном размере:

  • работающим — по МРОТ за каждый месяц декрета, величина которого устанавливается на каждый год федеральным законом;
  • неработающим — в виде фиксированной суммы, установленной законом.
  • Женщины, не работавшие до наступления беременности и родов, не уходят в декрет и не могут рассчитывать на пособие по БиР даже в минимальном размере. Исключение — беременные с официальным статусом безработной (т.е. стоящие на учете в Центре занятости населения), уволенные в связи с ликвидацией организации за год или менее до получения статуса, а также некоторые другие категории лиц.

    При расчете исходя из размера МРОТ

    Минимальный размер оплаты труда периодически меняется (чаще всего раз в год) с учетом повышения цен. Однако на 2016 год в связи с продолжающимся экономическим кризисом было предусмотрено его двукратное повышение:

  • с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. МРОТ составлял 6204 руб.;
  • с 01.07.2016 г. — 7500 руб. (увеличился сразу на 21% согласно Закону № 164-ФЗ от 02.06.2016 г.«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
  • На пособие по БиР в минимальном размере по МРОТ по закону имеют право:

  • Беременные, уходящие в декрет, если они проработали в организации менее 6 месяцев.
  • Женщины со средним заработком ниже МРОТ за прошедшие два года (примечательно, что в этом случае рассчитанный средний заработок сравнивается с минимумом, установленным для расчетного года выхода в декрет, а не за 2 предыдущих года, поэтому пособие начисляется по актуальному на момент его назначения размеру МРОТ).
  • Таблица размеров МРОТ по годам

    Примечание: Для отдельных субъектов РФ размеры МРОТ могут отличаться в зависимости от региональных соглашений и распоряжений. К этой сумме также применяются повышающие районные коэффициенты.

    Соответствующее величине МРОТ 7500 руб. минимальное декретное пособие в расчете на 140 дней декрета с 1 июля 2016 года будет выплачено единовременно в размере 34521,20 руб.:

    140 дней × (7500 руб. × 24 месяца) / 730 дней = 34521,20 руб.

  • Из приведенного расчета видно, что минимальный размер пособия также определяется по среднедневному заработку за 2 года, эквивалентному действующей величине МРОТ. При этом не предусматриваются какие-либо периоды-исключения.
  • Если период ухода в отпуск по беременности и родам приходится на стык годов, то можно отложить выход в декрет и перенести его на начало нового года. Это допускается, если работница видит, что в таком случае размер пособия для нее будет более выгодным.
  • Неработающим женщинам при ликвидации организации

    Женщины, утратившие работу из-за ликвидации организации не более, чем за год до получения статуса безработной, могут рассчитывать на пособие в виде четко фиксированной суммы. С 01.02.2016 г. его размер составляет 581,73 руб. в расчете на 1 месяц.

    Выплата в таком же размере положена следующим категориям женщин, ставшим на учет в Центр занятости населения в течение года после прекращения рабочей деятельности:

  • прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • потерявшим статус адвоката, частного нотариуса или другого лица, чья деятельность лицензируется.
  • В этом случае пособие будет выплачено в одном из следующих размеров:

  • 2 679 руб. при больничном 140 дней;
  • 2 985 руб. — при 156 днях;
  • 3 712 руб. — при 194 днях.
  • Размер выплаты студентам-очницам

    Согласно законодательству, женщины, которые обучаются по очной форме в профессиональных, высших учебных заведениях и научных организациях, также могут рассчитывать на декретные выплаты по соответствующей справке из медицинской организации в размере стипендии.

  • Пособие положено в том числе аспиранткам очной формы обучения.
  • Выплаты начисляются при выходе в академический отпуск.
  • Пособие оформляется по месту учебы и выплачивается из госбюджета. Учебное заведение не имеет права отказать женщине в выплате. В то же время студенткам других форм обучения (заочное) пособие по БиР не положено.

    Заключение

    Размер декретной выплаты для ушедших в декрет в 2016 г. в общем случае равен средней зарплате или иному доходу (стипендии, денежному довольствию). Сумма расчетного пособия по БиР для ушедших в декрет по больничному на 140 дней с 01.07.2016 г. колеблется в пределах 34521,20 … 256 027,40 руб.

    В общем случае размер выплаты зависит от:

    • длительности пребывания на больничном;
    • действующего МРОТ — для женщин с маленькой зарплатой или недавно уволенных;
    • предельной базы для начисления страховых взносов — для тех, кто получал высокую заработную плату.
    • posobie-expert.ru

      Пособие до 16 лет — помощь в трудные минуты

      Пособие ребенку до 16 лет — кто имеет право

      В начале – несколько слов об этом интересном пособии. Эта денежная выплата установлена федеральным законом, который называется «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ, но, в то же время, все права по порядку назначения, условиям и выплате пособия на ребенка переданы субъектам Российской Федерации.
      Поэтому в каждом регионе (область, край, республика) разработаны свои законы и приняты постановления на эту тему. Так как источники финансирования также региональные, то и размеры этого пособия отличаются в разных регионах значительно (иногда в разы).
      Ранее это пособие называлось «Ежемесячное пособие на ребенка» В настоящее время в связи с изменением закона, разрешается выплачивать это пособие не реже одного раза в квартал (а это значит – раз в квартал). Соответственно, и пособие стало называться покороче – просто «Пособие на ребенка».

      Ежемесячное пособие на ребенка выдаётся практически всем категориям граждан, а именно:

    • Полным и неполным семьям;
    • Работающим и неработающим/обучающимся родителям (неработающие трудоспособные родители должны состоять на учете в службе занятости);
    • На детей военных и служащих по призыву;
    • На детей, чей родитель скрывается от обязанности уплаты алиментов.
    • Нужно заметить что право на пособие, кроме граждан России, имеют также и иностранцы, лица , не имеющие гражданства, беженцы.

      Решающими факторами при определении права на получение пособия являются:

      1. Проживание (регистрация) претендентов на получения пособия на территории данного региона.
      2. Проживание ребёнка совместно с родителями.
      3. Доход, который в совокупности равен или ниже прожиточного минимума, установленного в данном регионе.

      Есть случаи, когда пособие до 16 лет назначаться не может. При возникновении этих же обстоятельств уже при получении, выплаты будут приостановлены. В такие случаи входят:

    • Лишение родительских прав.
    • Полное обеспечение ребёнка государством.
    • Усыновление и взятие опекунства. Здесь в пособии отказывается из-за того, что приёмным родителям полагаются отдельного вида выплаты.
    • Если ребёнок продолжает учиться в общеобразовательном учреждении (школа, лицей и пр.), то выплату можно продлить, но только до совершеннолетия.

      Если обращение насчёт выплаты первое, то возможно запросить перерасчёт за предыдущие полгода.

      Если семья органам соц. защиты покажется неблагополучной, то они вправе запросить проверку условий проживания и содержания ребёнка. Это сделано так, чтобы не тратить деньги налогоплательщиков на тунеядцев и недобросовестных граждан.

      Копейка или.

      Размер пособия до 16 лет устанавливается в каждом регионе отдельно, потому разброс в суммах большой: от о 225 руб. (в одной из областей) до 10 000 руб. ( на детей 0-3 лет), 4 000 руб. (на детей 3-18 лет) в Москве.
      Чем ближе к Москве или Санкт-Петербургу, тем, соответственно, выплата выше.

      Для некоторых граждан пособие ребенку до 16 лет может увеличиваться, например:

      На 50% семьям:

    • где родитель проходит службу по призыву;
    • где родитель не исполняет свои обязанности, связанные с выплатой алиментов.
    • На 100% — одиноким мамам (отцам).
      Оформление пособия должна быть выполнена в течение 10 дней после обращения, а выплата, обычно, в следующем месяце.
    • Как получить пособие до 16 лет

      Оформить выплату можно в отделе соц. защиты по району прописки ребёнка. Документы также можно выслать почтой, но это рискованно, поскольку трудно оформить нужные бумаги правильно с первого раза.

      Для оформления необходимо принести:

    • Заявление о назначении выплаты. Оно едино для всех регионов, потому его можно скачать с гос. сайтов.
    • Паспорта родителей в подлинниках, а также копиях, включающих страницу о регистрации.
    • Справку из образовательного учреждения о прохождении там обучения (для ребенка старше 16 лет).
    • Справку о доходах, включая полгода (три месяца) до момента обращения.
    • Трудовые книжки родителей в подлинниках и копиях вместе с пустыми листами с последних рабочих мест (если у родителей отсутствует доход).
    • Выдержку из банка о заведённом там лицевом счёте.
    • Остальные необходимые для назначения пособия документы, орган соцзащиты обязан самостоятельно запросить в соответствующих организациях, а именно:

      1) в ЗАГСе — данные о регистрации рождения ребенка;
      2) в МВД (УФМС) — данные о регистрации (прописке) родителя -заявителя и других членов семьи;
      3) в Пенсионном фонде – Номер СНИЛС заявителя на пособие;
      4) в органе опеки (при необходимости) – данных об установлении над ребенком опеки или попечительства и о том, что заявитель не получает средств на содержание ребенка;
      5) в органе соцзащиты (при необходимости в случае раздельного проживания родителей) – о том, что второй родитель не получает этго пособия.

      Не возбраняется, если заявитель принесет по собственной инициативе все необходимые документы.

      Это примерный перечень документов из Постановления одной из областей РФ. В других регионах могут быть незначительные отличия.
      Рекомендуем предварительно обратиться в орган соцзащиты и взять список необходимых документов конкретно для вашего случая. Это гарантирует экономию времени в дальнейшем и сдачу документов «с первой попытки».

      Выплату необходимо подтверждать ежегодно (раз в три года в некоторых регионах), как и статус малообеспеченной семьи.Список документов и место назначения остаются теми же.

      Несколько нюансов

      Иногда пособие до 16 лет при оформлении требует дополнительных документов.

      Находящимся в разводе необходимо донести:

    • Документ, подтверждающий расторжение брака, либо подлинник и ксерокопию свидетельства, подтверждающее установление отцовства.
    • Справку о задержке алиментов.
    • Одиноким родителям справку из загса, если в документе о рождении стоят Ф.И.О.
    • Иностранным и иногородним необходимо предоставить:

    • Разрешение на временное проживание.
    • Выписку из органов соц. защиты по району прописки о том, что пособие до 16 лет назначено не было.
    • Если родители не работали ни дня, то понадобится выписка из центра занятости.
    • Для ИП нужно донести:

    • Декларация о доходах, за предшествующие обращению 6 месяцев (три месяца в некоторых регионах).
    • Разрешение на осуществление предпр. деятельности.
    • Некоторые из указанных здесь документов соцзащита также может самостоятельно запросить по своим каналам. Рекомендуем предварительно согласовать перечень документов, которые нужно будет предоставить лично вам.

      И еще. В законодательстве любого региона есть требование о том, что получатель пособия должен своевременно сообщать в соцзащиту обо всех изменениях, которые могут повлиять на размер пособия или прекращение его выплаты (увеличение дохода, прекращение оснований для увеличенного пособия на 50% или 100% и проч.). В случаях сокрытия данных и других злоупотреблений, излишне выплаченные суммы могут быть засчитаны в счет будущих пособий или взысканы в добровольном или судебном порядке

      Пособие до 16 лет может показаться несоизмеримо маленьким по сравнению с теми трудами, которые необходимы для его получения. Но даже такие копейки всегда пригодятся в хозяйстве и могут быть неплохим подспорьем. Для малообеспеченных семей есть ещё и другие пособия и льготы, кто знает, может они полагаются и вам?

      www.burokratam-net.ru

      Суммы детских пособий в 2018 году

      В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации 1.025) в соответствии с определенной Росстатом «официальной» величиной потребительской инфляции за 2017 год. Соответствующее повышение пособий на детей в 2018 году утверждено Постановлением Правительства от 26 января 2018 года № 74.

      Правительство России отмечает рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году, в связи с этим индексация пособий в 2018 году будет тоже рекордно низкой (всего на 2,5%). Для сравнения, годом ранее индексация государственных пособий на детей согласно Постановлению Правительства № 88 от 26.01.2017 г. была проведена на 5,4% (коэффициент 1,054).

      Напомним, ежегодная индексация социальных выплат проводится с целью сохранения их покупательной способности на фоне роста потребительских цен на товары и услуги, вызванного инфляцией (обесцениванием денег). В последние годы эта процедура не распространяется на материнский капитал — в 2018 году его величина останется на уровне 453026 рублей и сохранится еще как минимум до 01.01.2020 г. в соответствии с «законом о заморозке» суммы сертификата (см. ст. 12 закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ).

      Таблица пособий на детей в 2018 году

    • 282106,70 руб. при отпуске в 140 дней;
    • 314347,47 руб. за 156 дней;
    • 390919,29 руб. за 194 дня.
    • Выплачивается будущим мамам, которые встали на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

      За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

      Работающим выплачивают по месту работы работодатели. Неработающим — УСЗН.

      Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов (перейти к схеме).

      Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме.

      Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим — в УСЗН в минимальном размере:

    • 3142,33 руб. в месяц на первого ребенка;
    • 6284,65 руб. — на второго и последующих.
    • Максимально работающим на одного ребенка — 24536,55 руб.

      За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

      Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110.

      Устанавливается по инициативе Владимира Путина с 1 января 2018 года нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума трудоспособного населения.

      На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты как самостоятельное ежемесячное пособие, на второго — через Пенсионный фонд России из средств материнского капитала (выплаты наличными)

      Региональное — в 2018 году установлено более чем в 60 регионах страны.

      Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход ниже установленного в регионе.

    • 3241,05 руб. в месяц — до достижения детьми 1.5 лет
    • 6482,10 руб. — на ребенка от 1.5 до 3 лет
    • Право на получение возникает после наступления срока беременности — 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу.

      Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка.

      Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).

      Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

      График оформления и выплаты детских пособий

    • Пособия для всех семей, имеющих детей
      • Приемным родителям и опекунам
      • Когда оформляют и выплачивают
      • От начала беременности

        12 недель беременности

        28 или 30 недель беременности

        Конец декретного отпуска

        Конец декретного отпуска

        От рождения или от 1,5 лет

        До 16 или до 18 лет

        Усыновление ребенка

        6 месяцев после усыновления
        (не ограничено)

        180 дней беременности жены военнослужащего

        Окончание срочной службы отца ребенка

        Рождение ребенка

        Наступление смерти военнослужащего

        Передача ребенка на воспитание в семью

        6 месяцев после передачи

        График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

      • Пособия для всех семей
        • При рождении ребенка
        • При усыновлении ребенка
        • Дополнительные виды пособий
          • Семьям военнослужащих по призыву
          • 12
            недель
            беременности
          • 28 или 30
            недель
            беременности
          • Конец
            декретного
            отпуска
          • 0,5
            года
          • 16
            лет
          • 18
            лет
          • при постановке
            на учет на ранних сроках
          • по беременности
            и родам
          • при рождении
            ребенка
          • материнский (семейный)
            капитал
          • при рождении третьего
            и последующих детей
          • по уходу за ребенком
            до 1,5 лет
          • региональное пособие
            на ребенка*
            • Усыновление
              ребенка
            • 3
              месяца
            • 1,5
              года
            • 3
              года
            • при усыновлении
              третьего ребенка
            • компенсация
              в отпуске до 3-х лет
            • региональное
              пособие на ребенка*
            • 6 месяцев
              после усыновления
            • пособие при передаче ребенка
              на воспитание в семью**
            • материнский
              (семейный) капитал**
            • 180 дней
              беременности жены
              военнослужащего
            • Рождение
              ребенка
            • беременной жене военнослужащего,
              проходящего военную службу по призыву
            • на ребенка
              военнослужащего*
            • по потере
              кормильца**
            • Начало
              срочной службы
              отца ребенка
            • Наступление
              смерти
              военнослужащего
            • Окончание
              срочной службы
              отца ребенка
            • Выплаты возможны*
            • Передача ребенка
              на воспитание
              в семью
            • 6 месяцев
              после передачи
            • пособие при передаче ребенка
              на воспитание в семью
            • выплаты на содержание приемных
              и опекаемых детей
            • Единовременные выплаты
            • Ежемесячные выплаты
            • Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи в различных областях, краях и республиках может отличаться в разы.

              Повышающие районные коэффициенты к пособиям

              Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146, ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.

              В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях:

            • при выплате пособий, установленных на очередной год в твердой (фиксированной) денежной сумме или в предусмотренном минимальном (максимальном) размере (см. таблицу выше);
            • при расчете пособий по социальному страхованию, если при выплате заработной платы за расчетный период они по какой-то причине не были учтены по месту работы.
            • Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин: «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок — всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».

              Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.

              Размеры детских пособий из ФСС

              Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:

            • пособие по беременности и родам — в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, но не менее 43615,65 руб. (при расчете по МРОТ, размер которого с 1 января 2018 года составляет 9489 руб.) и не более 282106,70 руб. при длительности больничного 140 дней в 2018 году;
            • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% от среднемесячной зарплаты за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% — на двух, не более 100% — на трех детей и более, при этом в расчете на каждого не более 24536,55 руб. (исходя из размера страховой базы в ФСС за 2016 и 2017 годы)
            • Иные выплаты, предоставляемые по месту работы в связи с рождением ребенка и осуществлением материнства, выплачиваются в фиксированных суммах, приведенных в представленной выше таблице детских пособий на 2018 год:

            • дополнительная выплата к пособию по беременности и родам для женщин, вставших на учет в женской консультации до 12 акушерских недель, — в сумме 628,47 рублей;
            • единовременное пособие при рождении ребенка — в размере 16759,09 рублей.
            • Расчет размера страховых пособий из ФСС может быть выполнен самостоятельно с учетом приведенных ниже примеров, актуальных по состоянию на 2018 год:

              Прожиточный минимум и детские пособия в 2018 году

              Очевидно, что устанавливаемые на территории страны федеральные и региональные детские выплаты должны определенным образом соотноситься с величиной прожиточного минимума на ребенка, утвержденного как в среднем по стране, так и на территории конкретного субъекта федерации.

              Постановлением Правительства РФ № 1490 от 08.12.2017 г. сумма прожиточного минимума на ребенка по стране за 3 квартал 2017 года была установлена в размере 10181 рублей (на душу населения — 10328).

              С учетом величины детских выплат, приведенных в представленной выше таблице, и установленного размера прожиточного минимума можно сделать следующие выводы:

            • такие виды помощи, как материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет действительно способны сильно поддержать семейный бюджет, и их средств может хватить на реальную помощь при воспитании и становлении ребенка;
            • новые ежемесячные выплаты при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет с 1 января 2018 года выплачиваются по инициативе Владимира Путина за счет средств федерального бюджета в размере регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года, что составляет от 8247 руб. в Белгородской области до 22222 рублей в Чукотском автономном округе (в среднем по стране — около 10,5 тысяч рублей);
            • ежемесячная выплата на 3 ребенка до 3 лет предоставляется из средств бюджетов субъектов федерации в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка, утвержденного на соответствующий финансовый год, однако устанавливается в соответствии с правилами только в отношении малоимущих (малообеспеченных) семей;
            • в то же время ежемесячное пособие на ребенка или выплату беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, можно назвать чисто «номинальными» из-за их незначительного размера в сравнении с величиной прожиточного минимума, как и «знаменитую» ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
            • Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.

              Порядок индексации детских пособий

              С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена статья 4.2, устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции, закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.

              Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком: даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

              Например, на 2015 год пособия на ребенка и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7%.

              Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.

            • В частности, весной 2015 года была подготовлена новая редакция закона о бюджете, в который закладывалась более реалистичная оценка инфляции на уровне 12,2% вместо изначально запланированной 5,5%. Однако, чтобы не проводить доиндексацию социальных выплат семьям с детьми в условиях дефицита бюджета, Правительство и Госдума были вынуждены пойти на экстраординарные меры, приняв 27 марта 2015 года закон о приостановке индексации социальных пособий и маткапитала до 2016 года (позднее материнский капитал заморозили еще раз сразу до 1 января 2020 года).
            • Вместо этого было предложено изменение порядка очередного повышения размера пособий гражданам, имеющим детей. Именно благодаря этому теперь по аналогии с пенсионным законодательством предлагалось проводить индексацию детских выплат не по прогнозному, как раньше, а по фактическому уровню годовой инфляции — то есть ежегодно с 1 февраля по данным об инфляции за прошедший год.
            • «Ситуация в экономике ухудшилась. Надо убрать индексацию выплат на прогнозную инфляцию», — отмечал по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.

              Впрочем, обсуждались и более радикальные решения — в том числе возможность вообще устранить механизм индексации пособий на величину (оценку) инфляции. В этом случае пересмотр размера социальных выплат, включая детские пособия, предлагалось проводить вообще «без привязки» к инфляции по усмотрению Правительства исключительно с учетом возможностей федерального бюджета.

              Обо всех новостях, касающихся изменения размера детских пособий, вы можете своевременно узнавать в тематической группе социальной сети Вконтакте.