Добро и зло ведут свой спор

Урок для 4 класса по теме: «Добро и зло»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа»

№ 2100 города Москвы

Конспект урока по ОРКСЭ

(модуль Светская этика)

учитель начальных классов

Ипатова Марина Владимировна

Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло — добром.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Оборудование: учебник Основы светской этики 4 класс Автор А. Я. Данилюк, словарь Ожегова, мультимедийная установка, карточки « с притчей».

Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

— Ребята, давайте улыбнемся и скажем друг другу «Доброе утро». Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок.

Самоопределение к деятельности.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

«Сильнее Я» сказало Зло

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Для всех людей важна душа

Не знаю, что ещё сказать.

Не оставляют этот спор. ( Слайд 2)

3.Сообщение темы и целей урока

-Кто был главными героями данного стихотворения?

-Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока? На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

-Что такое добро и что входит в это понятие?

— Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

— Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

— Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.( Слайд 3)

4. Работа над новым материалом.

1.С чем у вас ассоциируется добро? (Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.)

-А Зло? ( с тьмой, тёмным, чёрным. ) ( слайд 4)

Давайте вместе порассуждаем, что такое Добро, что такое Зло. Но сначала вы самостоятельно, в парах, попробуете дать определения понятиям «Добро» и «Зло» ( получают по одному листу формата А4, на котором дети записывают или рисуют, что такое, по их мнению, «добро» и «зло». (Ребята читают свои ответы, рисунки вывешиваются на доску. )

— Ребята, давайте сравним ваши высказывания. ( слайд 5)

Нежность;
Забота;
Внимание;
Ласка;
Верность;
Радость;
Дружба;
Свет;
Любовь;
Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д.

-Ребята, а если я не знаю значение слов, куда мне надо обратиться?

-Давайте посмотрим, в толковом словаре значение этих слова.

2.Работа с толковым словарём ( Работа в группах)

1группа работа со словарем.

С.И.Ожегов: « Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: « Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

2группа с учебником.

3. Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике на стр. 12 определение, что такое добро и зло, и сравните со своими ответами .

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло — это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло! Я – аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

— Какой вывод мы можем сделать: Добро – это положительное, хорошее…. а зло это противоположность добру. ( слайд 6)

-Где чаще всего мы сталкиваемся с понятиями добра и зла?

-Правильно, в сказках. Приведите примеры.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

«Тот, кто делает добро другу, делает добро себе».(Э. Роттердамский)

-Как вы понимаете это высказывание? ( ответы учащихся)

Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

4. Игра соотнеси слова. ( слайд 7)

-Превратите, используя характеристики на слайде одну девочку в добрую, а другую в злую. Каждое качество прокомментируйте примером (ответы детей.)

5. Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого и скажите: Как можно назвать поступок старика? ( слайд 8)

Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).

— Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.

Прочитайте пословицы. В каких из них говорится о добре, а в каких о зле?

Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.( Про добро)

Не одежда красит человека, а его добрые дела.( Про добро)

Худо тому, кто добра не делает никому.( Про зло).

За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (Про зло).

-Легко ли вам было разделять эти пословицы? Почему?

— Народная мудрость не учит злу.

— Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).

Прочитайте притчу:(раздать на листочках)

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так добро отплатило Злу за зло — добром.

— В каких строчках мы видим мораль притчи?

Мораль притчи, какова? ( Не надо на зло отвечать злом, надо нести людям добро, совершать хорошие поступки и даже самый злой человек станет добрым. Старайтесь всем делать добро.

Мы сегодня очень много с вами говорили о добре и зле, давайте по картинкам дадим характеристику поступкам.( слайд10)

Что для вас сегодня было ценным?

Что нового для себя вы узнали?

Подготовка к выполнению домашнего задания:

— О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

— Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду. ( слайд 11)

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).

2. Ответить на вопросы (с. 13)

3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.

Список использованной литературы

Учебник Основы светской этики 4 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва, Просвещение — 2013 год.

Интернет ресурсы, использованные в работе:

globuss24.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) по теме:
ОРКСЭ. Урок по теме » Твори Добро»

Учить детей нравственным понятиям: доброта, отзывчивость, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим, развивать творческие возможности детей.

Предварительный просмотр:

Урок «Зачем нужно творить добро».

— Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,

— расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

— учить детей нравственным понятиям: доброта, отзывчивость;

— воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

— развивать творческие возможности детей.

-Ребята, давайте поздороваемся. ( Дети рассказывают стихотворение «Доброе утро»).

-Придумано кем-то просто и мудро

-При встрече здороваться:

-Доброе утро — солнцу и птицам,

-Доброе утро — улыбчивым лицам.

— И каждый становится —

-Пусть доброе утро – длится до вечера!

-Какое слово вы чаще всего повторяли в стихотворении? (Добро)

-А что такое добро? Сегодня мы с вами попытаемся

ответить на этот вопрос.

«Сильнее Я»- сказало Зло

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Остаться с кем, самим решать

Ознакомление с темой. ( Беседа.)

— Итак, что же такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)

-Какой надежный щит мы можем поставить на пути зла? (Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

— В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

— А теперь давайте прочитаем высказывания о добре пророков.

— Как вы понимаете эти слова? ( Запись на доске)

Высочайшее добро есть Христос (104, 608).

Пока человек делает зло, он не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. Авва Исаия (82, 234).

Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу. (Преподобный Пимен Великий (82, 345).

( Обсуждение детьми прочитанного)

– Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу.

На доске запись слова – притча.

ПРИТЧА— жанр литературы, по основным признакам похожий на басню. Это не просто тексты, не просто рассказы. Притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Притча о добре и зле. «Какой волк победит?» Слушаем.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Понравилась ли вам эта притча?

-Как вы поняли ее?

В нас, постоянно, «говорят» два голоса: один зовёт к добру, другой — к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.

-Какого же волка вы будете подкармливать?

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ!

«Дерево Добрых Дел»

— Перед вами Дерево Добрых дел, которое поможет вспомнить, какие добрые дела совершили вы в своей жизни. Вспомните и расскажите, пожалуйста, о своих добрых делах. ( Помощь дома, младшим, другу, ухаживаем за растениями в классе и на пришкольном участке, делали кормушки и подкармливали зимой птиц и т.д.)

-А сейчас пришло время подвести итог нашему занятию. (Нужно творить добро).

— Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?

— Вот, что по этому поводу сказал известный грузинский педагог Шалва Александрович Амонашвили:

— Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его — Твори добро.

-Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей).

-В заключение нашего урока я предлагаю вам послушать песню «Дорога Добра».

Спроси у жизни строгой

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Зачем же нужно делать добрые дела? (Дети отвечают)

— Ребята, я надеюсь, что вскоре всех учащихся нашего класса можно будет назвать добрыми!

Спасибо за урок!

«Спор». Притча в стихах о добре и зле

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать…

Не оставляют этот спор.

-Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его — Твори добро. -Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его — Твори добро.

Ибо никто не властен над твоим добром.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по теме » Твори добро» + презентация » доброта и толерантность».

Вид урока: урок-путешествие.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями , самостоятельная работа с источниками информации , подготовка творческой.

разработка часа общения.

Помощь учащихся 4 класса детскому саду.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Зачем творить добро» + презентация по теме , также использовалась музыкальная композиция «Добрым быть совсем не просто».

Внеурочное занятие по теме :«Твори добро!»Цель: создание условий для понимания значения понятия добро в жизни человека.Задачи занятия.формировать нравственные качества;развивать у детей чувство .

Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.

nsportal.ru

«Добрые стихи» — Стихи поэтов о добрых людях.

«Добрые стихи» — это избранные стихотворения о добрых людях.

«ДОБРЫЕ СТИХИ»

«Стихи о доброте»

Добрые стихи

Стихи о доброте

Мой сыночек — маленькое чудо

Мой сыночек — маленькое чудо!
Я светлею сердцем, не дыша —
Из Небес, из Ветра, ниоткуда
Юная рождается душа!

Да пребудет мир твой чист и светел
В нашей душной бытовой пыли!
Пусть тебя несет по свету ветер,
Не забрызгав грязями Земли.

Дело было в январе

Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат —
Обманули волка.
Дело было в январе —
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.

Ты твори по жизни лишь одно добро.
Чтоб от доброй мысли множилось оно.
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят люди и цветы.

Тогда люди вспомнят с теплотой в душе.
След добро оставит в твоём малыше.
Ведь добро есть кладом, клад, что не отнять.
Его, как награду, можно лишь принять.

Если сердце бьётся, всё внутри кипит.
Значит, твоё сердце о других болит.
Расцвело, принялось и взошло добро.
Значит не напрасно в жизни всё прошло.

Будет плодоносить, множиться добро.
Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно.
Без добра, как видно и его тепла.
Не поёт от счастья, не живёт душа.

Ребёнок у дверей всё просит свет включить,
Преследуют его младенческие страхи.
Пусть этот белый маг — вольфрамовая нить —
Избавит от существ, таящихся во мраке.

Вселенная его, как комната, темна,
Он что-то говорит, но смысла не уловишь:
Нет логики в словах — лишь мистика одна,
Тот самый сон ума, рождающий чудовищ.

И как я ни трудись, но их не разгляжу —
Тех, кто играет с ним в таинственные прятки.
Я в комнатную мглу бестрепетно вхожу,
Вселенная моя в логическом порядке.

Теперь труднее стать участником игры
И без улыбки внять мистическим рассказам —
Куда роднее нам разумные миры.
Фантазия жива — но ею правит разум.

Я лампу засвечу и выйду на балкон.
Ребёнок за спиной затихнет, успокоясь.
А я взгляну во тьму, где блещет Орион,
И предварит стихи его трёхзвёздный пояс.

И движутся миры, и полночь на часах,
И вечность притекла в моё тысячелетье,
И надо ли жалеть о детских чудесах,
Когда в моих садах созвездья, как соцветья!

И можно цепенеть, глядеть во мрак миров
И считывать стихи — мистически, бессонно.
У них названья нет. Над ними вместо слов
Пылают три звезды, как пояс Ориона.

Добро должно быть с кулаками

Добро и зло ведут свой спор

Добро и зло ведут свой спор
Как свет со тьмой всегда воюют
Такой у них уж уговор
Ведь Бог и дьявол существуют

Как параллельные миры
Они нас всех сопровождают
И каждые свои дары
На перебой нам предлагают

Ожесточенная борьба
За наши души происходит
У всех у нас своя судьба
И каждый путь ее проходит

А по пути своей судьбы
Нас искушенья поджидают
И не без внутренней борьбы
Пороки люди побеждают

Но дьявол очень уж хитер
Так просто сразу не сдается
Искусный он всегда актер
Вновь всех запутать удается

Тогда одно спасенье храм
Что нам господь предоставляет
И очищает он всех там
Грехи заблудшим отпускает

Вновь возрожденная душа
Свой путь по жизни продолжает
А дьявол снова не спеша
Ее как прежде искушает.

«ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО»

Слышу голос из Прекрасного Далека,
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос — и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.

Прекрасное Далеко! Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!
От чистого истока в Прекрасное Далеко,
В Прекрасное Далеко я начинаю путь.

Слышу голос из Прекрасного Далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос — голос спрашивает строго:
«А сегодня что для завтра сделал я?»

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос — и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.

Прекрасное Далеко! Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!
От чистого истока Прекрасное далеко,
Прекрасное далеко — я начинаю путь.

«ПЕСЕНКА О ПОГОДЕ»

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода — благодать.
Дождь ли, снег — любое время года
Надо благодарно принимать.

Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.

Смерть желаний, годы и невзгоды,
С каждым днем все непосильней кладь.
Что тебе назначено природой —
Надо благодарно принимать.

Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода —
Надо благодарно принимать.

У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить,
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

Сказать хочу друзья я смело,
Живя на свете, мне довелось понять
Для радости другим хватает мало,
Но много нужно малого отдать.

Но люди мелочь не желают,
Всегда большими видят все мечты,
И посему никак не понимают,
Что мелочи ведь чувствами полны.

И если мелочь прекратиться,
Желая реакцию увидеть их,
То можно сильно огорчиться,
Не разглядев того в лице у них.

И нету вывода у строчек света,
И не покажут формулу проблем они,
Лишь если только те прочтут всё это
И осознают вкус малой радости.

Доброта непременно спасает весь мир

Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте

Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье

Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение

aphorisms.su

Основы религиозных культур и светской этики. «Добро и зло». 4-й класс

Цель урока: Знакомство с главными понятиями морали “добро” и “зло”.

  • Личностные: познакомить учащихся с основами морали – определенным поведением, обусловленным принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
  • Предметные: научить находить слова, которые помогут выразить собственное мнение, совершать поступки и действия на основе морального выбора, открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
  • Метапредметные: формировать умение участвовать в коллективном диалоге, извлекать существенную информацию из различных источников.
  • Оборудование и материалы:

    1. Компьютер, проектор.
    2. “Основы светской этики” 4–5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр. – М.: Просвещение, 2012.
    3. Электронное пособие к учебному пособию “Основы светской этики”.
    4. Интернет-источники.
      http://skromna.beon.ru/2.html
      http://www.medkrug.ru/article/show/5562
      http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx
      http://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.html
      http://beon.ru/tests/529-729.htm
    5. 1. Мотивация к учебной деятельности, включающая:

      • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
      • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
      • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

      Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

      Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся. Готовность класса и оборудования к уроку. Быстрое включение класса в деловой ритм. Кратковременность организационного момента.

      Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

      Учитель: Доброе утро, ребята! Начинаем урок. Я опять улыбаюсь и дарю вам хорошее настроение.

      Улыбается солнышко, улыбаюсь я, улыбнитесь и вы. Посмотрите друг на друга . и улыбнитесь.

      Я рада, что у многих хорошее настроение, надеюсь, к концу уроку оно станет еще лучше.

      – Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы поведения – Этики. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, послушайте стихотворение неизвестного автора:

      Добро и Зло с далеких пор
      Ведут свой древний, давний спор
      Кто наяву, а не во сне
      Сильней и крепче на земле?
      «Сильнее Я» сказало Зло
      «Кто служит мне, тем повезло
      Я щедро отблагодарю
      Земные блага подарю
      Машины, деньги, мощь и власть
      Пусть насладятся жизнью всласть!»
      Добро сказало: «Может быть,
      Но только я могу любить
      Хоть за душою ни гроша
      Для всех людей важна душа
      Я виллы, яхты не дарю
      Зато я душу сохраню
      Друзей, родных, детей и дом
      И много счастья в доме том
      Не знаю что еще сказать..
      Остаться с кем, самим решать
      Добро и Зло с далеких пор
      Не оставляют этот спор.

      – Определили тему урока? (Слайд 2)

      – Каким способом будем изучать новую тему? (Сначала выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробные действия, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.) (Слайд 3)

      – Желаю вам успешной работы!

      2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

      – Какие знания нам нужны на уроке?
      – С чего начнем наш сегодняшний разговор?
      – На какие вопросы будем искать ответы?
      – Что такое “добро”? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…? Что такое “зло”?
      – Давайте начнем наш разговор с правил и законов, по которым мы живем изо дня в день.

      (Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе.) (Слайд 4–6.)

      – А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?
      – Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть.
      – Что такое совесть?

      (Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам.) (Слайд 7)

      3. Этап изучения новых знаний. (Слайд 8)

      Послушайте одну известную притчу.

      “Мудрый царь Соломон”.

      “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”. (Слайд 9)

      – Почему женщины спорили?
      – Как предложил им решить спор царь Соломон?
      – Для чего он так сделал?
      – Которая же из женщин была матерью? (Выслушать высказывания детей).
      – Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.
      – Чему нас учит эта притча?

      Самостоятельная работа. (Слайд 10)

      – Давайте попробуем сформировать понятия “добро” и “зло”. Как понимаете вы.

      (Мое понятие – научное понятие) – слова “добро” и “зло”. Зачитываются и разбираются несколько понятий.

      Работа с учебником. (Слайд 11)

      1. Самостоятельное чтение статьи.

      2. Работа по группам:
      1-я гр. – понятие добра;
      2-я гр. – понятие зла.

      Каждая группа готовит сообщение по памяткам:

      Для чего люди должны знать, что такое “добро” и “зло”?

      Что такое добро?

      Как должен делать человек добрые поступки?

      Нужно ли знать человеку, что такое зло?

      Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

      4. Физкультминутка. (Слайд 12)

      5. Этап проверки понимания изученного. (Слайд 13)

      – Как вы думаете, зачем я задаю эти вопросы?

      6. Этап закрепления нового материала.

      – Запишите в словарики научное понятие слов “добро” и “зло”. Отличаются они от вашего понимания? (Слайд 14)

      ДОБРО нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок (сл. Ожегова).

      ДОБРО все хорошее, положительное, направленное на благо (сл. Кузнецова).

      ЗЛО – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

      – Мы изучили новый материал, что теперь нужно сделать, как вы думаете? (Слайд 15)

      РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ (закончи пословицу) (Слайд 16)

      В кривом глазу и прямое криво.
      Взял с сердцем, так и ешь с перцем.
      Во зле жить – по миру ходить.
      Гнев – человеческое, а злопамятство – диавольское.
      Доброе дело и в воде не тает
      Доброму добрая память.
      Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
      Злой не верит, что есть добрые люди.
      Ласково слово многих прельщает.

      – В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

      – А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни?

      (Выслушать ответы детей.) При затруднении предложить разрешить ситуацию: (Слайд 17)

      – Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать, мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на людей и ее будут называть злой?)

      Вывод: станет ли зла еще больше – зависит от человека. (Слайд 18)

      – А теперь давайте посмотрим самый добрый мультфильм “кот Леопольд”.

      7. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 20)

      – Какую цель вы поставили в начале урока?
      – Вы достигли поставленной цели?
      – В чем у вас было затруднение?
      – Как вы открывали новое знание?
      – Что вам помогло открыть новое знание?
      – Для оценки урока предложила смайлики. (Слайд 21)

      Настроение на уроке:

      а) отлично;
      б) хорошо;
      в) скучно.

      Задание дается на выбор.

      1. С. 13, вопросы и задания.
      2. Занести в таблицу все добрые и злые поступки окружающих. Сделать сравнительный анализ.
      3. Придумать сказку о добре и зле. Нарисовать добро и зло.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai