Что такое территориальные налоги

Региональные налоги

Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.
  • Состав региональных налогов

    Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.
  • Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

    Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

    Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

    Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

    Элементы региональных налогов

    Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

    Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.
  • Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

    Характеристика региональных налогов

    Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

    1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

    Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

    Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

    Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

    2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

    Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

    Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

    При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

    Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

    3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

    Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.
  • Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

    Функции региональных налогов

    Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
  • Значение региональных налогов

    Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

    Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

    Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

    Порядок установления региональных налогов

    Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

    Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

    • налоговые ставки;
    • порядок уплаты;
    • сроки уплаты.
    • Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

      Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

      advokat-malov.ru

      Территориальные налоги

      Одним из путей решения этой проблемы является рост собст­венных доходов территориальных бюджетов, и в первую очередь за счет территориальных налогов.

      Территориальные налоги — это налоги, устанавливаемые и вво­димые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законода­тельными актами представительных органов субъектов РФ и ак­тами муниципальных образований, обязательные к уплате на подведомственной им территории и предназначенные для фи­нансового обеспечения экономического и социального развития территорий.

      Из этого определения вытекает ряд важных положений.

      1. Виды территориальных налогов регламентированы и не мо­гут выходить за пределы перечня налогов и сборов, установленного НК РФ, т.е. принятого Государственной Думой и одобренного Со­ветом Федерации РФ. С одной стороны, это положение, зафикси­рованное в ст. 12 п. 5 НК РФ, ограничивает права территориальных органов власти, их налоговую инициативу, экономическую манев­ренность, мобильность. Вместе с тем в условиях становления демо­кратии и рыночной экономики в нашей стране эта норма НК РФ ограждает общество от неверных действий территориальных орга­нов власти. Например, установление территориальными представи­тельными органами власти достаточно высоких ставок местных или региональных налогов без снижения уровня ставок федеральных налогов приведет к усилению налогового пресса на экономику или к снижению уровня доходов населения. Определенное НК РФ ог­раничение делает действия территориальных органов более предска­зуемыми. Тем самым достигается определенная экономическая и со­циальная стабильность в регионах и муниципальных образованиях.

      2. Территориальные налоги и сборы устанавливаются террито­риальными представительными органами власти, следовательно, лишь в тех территориально-административных образованиях, где об­разованы и функционируют такие органы. Представительные органы власти вправе вводить или не вводить на соответствующей террито­рии территориальные налоги и сборы, утвержденные НК РФ. Они вправе устанавливать ставки налогов, но в пределах, определенных НК РФ, вводить налоговые льготы, порядок уплаты налогов. Эго также ограничивает права территориальных органов власти.

      Территориальные налоги, как и другие налоги, выполняют две функции — фискальную и регулирующую.

      Фискальная функция — главная. Она способствует формирова­нию доходов территориальных бюджетов. Фискальную функцию выполняют земельный налог, налоги на имущество, налог на рек­ламу. Функцию регулирования экономики выполняют налог на игорный бизнес, налог с владельцев транспортных средств.

      Однако фискальная, а тем более регулирующая функции терри­ториальных налогов слабы. Этим предопределяется и незначительное место этих налогов в региональных и местных бюджетах. В 2004 г. доля региональных налогов в бюджетах субъектов РФ составляла 1,3%, а доля местных налогов в местных бюджетах — 1,0%. Главная причина такого уровня — невысокий размер ставок налогов и сбо­ров. Эго привело к тому, что территориальные органы власти, имея незначительный размер в территориальных бюджетах региональных и местных налогов, не располагают достаточно высокой долей соб­ственных доходов и поэтому продолжают быть зависимыми в фи­нансовом отношении от вышестоящих органов власти.

      Для сравнения можно отметить, что во многих зарубежных стра­нах доля местных налогов в муниципальных бюджетах существенно выше. Так, в Японии она составляет 52%, в США и Франции — 41, в Англии и Германии — 30%.

      Устанавливая региональный налог, представительные органы субъектов РФ определяют налоговые льготы по конкретному нало­гу, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодек­сом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по этому налогу.

      Региональными налогами признаются налоги, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые а действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

      В соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным на­логам относятся:

      (1) налог на имущество организаций;

      (2) налог на владельцев транспортных средств;

      (3) налог на игорный бизнес.

      После введения налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

      Рассмотрим наиболее важные региональные налоги.

      Налог на имущество организаций Это наиболее весомый налог в региональных налогах. Его удельный вес в общих доходах регио­нальных бюджетов составляет примерно 4%. Этот налог является важным источником и местных бюджетов. Примерно 40% общей суммы этого налога передается в местные бюджеты, где он является вторым по величине источником доходов.

      Введение его согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. стало важным этапом в созда­нии рациональной системы налогообложения предприятий. До принятия этого Закона после отмены платы за производственные фонды в России не было экономического инструмента, с помощью которого можно было воздействовать на хозяйственное поведение предприятий путем налогообложения их имущества. Введение нало­га на имущество предприятий — один из стимулов к обновлению основных фондов, к их эффективному использованию, так как ставка этого налога основана на фактической стоимости основных фондов, т.е. стоимости, уменвшенной на сумму амортизационных отчислений.

      Плательщиками налога на имущество организаций признаются:

      (1) российские организации; (2) иностранные организации, осуще­ствляющие деятелвноств в РФ через постоянные представителвства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на тер­ритории РФ, на континенталвном шелвфе РФ и в исключителвной экономической зоне РФ.

      Объектом налогообложения для российских организаций призна­ется движимое и недвижимое имущество (включая имущество, пере­данное во временное владение, полвзование, распоряжение или до- верителвное управление, внесенное в совместную деятелвноств), учи- твшаемое на балансе в качестве объектов основнвк средств в соот­ветствии с установленнъш порядком ведения бухгалтерского учета.

      Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представи­тельства, признается движимое и недвижимое имущество, относя­щееся к объектам основных средств.

      Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представи­тельства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

      Налоговая база для исчисления налога определяется как средне­годовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогооб­ложения.

      При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимо­сти, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

      Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов не­движимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризаци­онной стоимости каждого такого объекта, находящегося на терри­тории соответствующего субъекта РФ, в течение десяти дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

      Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного пред­

      ставительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего от­дельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого иму­щества, находящегося вне местонахождения организации, обособ­ленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

      В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на терри­ториях разных .субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется от­дельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимо­сти объекта недвижимого имущества на территории соответствую­щего субъекта РФ.

      Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоя­тельно.

      Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период опре­деляется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число сле­дующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

      Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвен­таризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Россий­ской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установ­ление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

      Как видим, предельный размер ставки налога на имущество ор­ганизаций Федеральным законом определен в 2,2%. Законами субъ­ектов РФ ставки налога могут изменяться в этих пределах. Вместе с тем надо заметить, что установление довольно низкой единой став­ки налога для всех отраслей без учета их фондоемкости вряд ли правомерно. Действующий же единообразный порядок налогообло­

      жения имущества организаций снижает роль этого экономического инструмента государства как в фискальном отношении, так и в об­ласти регулирования экономических процессов.

      Законом предусмотрены Льготы. От налогообложения освобож­даются:

      (1) организации и учреждения уголовно-исполнительной сис­темы — в отношении имущества, используемого для осуще­ствления возложенных на них функций;

      (2) религиозные организации — в отношении имущества, ис­пользуемого ими для осуществления религиозной деятель­ности; .

      (3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их устав­ной деятельности;

      (4) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных орга­низаций инвалидов, если среднесписочная численность ин­валидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

      (5) учреждения, единственными собственниками имущества ко­торых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, ис­пользуемого ими для достижения образовательных, культур­ных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защи­ты и реабилитации инвалидов, а также для оказания право­вой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их ро­дителям;

      (6) организации, основным видом деятельности которых явля­ется производство фармацевтической продукции, — в отно­шении имущества, используемого ими для производства ве­теринарных иммунобиологических препаратов, предназна­ченных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

      (7) организации — в отношении объектов, признаваемых па­мятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

      (8) организации — в отношении ядерных установок, исполь­зуемых для научных целей, пунктов хранения ядерных мате­риалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радио­активных отходов;

      (9) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологи­ческого .обслуживания;

      (10) организации — в отношении железнодорожных путей обще­го пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энерго­передачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень иму­щества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;

      (11) организации — в отношении космических объектов;

      (12) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

      (13) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юриди­ческих консультаций;

      (14) имущество государственных научных центров;

      (15) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента особой экономической зо­ны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет;

      (16) организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

      Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налого­вого периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется от­дельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налого­вых органах постоянного представительства иностранной организа­ции), в отношении имущества каждого обособленного подразделе­ния организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каж­

      дого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местона­хождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, обла­гаемого по разным налоговым ставкам.

      Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведе­ния соответствующей налоговой ставки и средней стоимости иму­щества, определенной за отчетный период.

      Сумма авансовогв платежа по налогу в отношении объектов не­движимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризацион­ной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

      В перспективе налог на имущество организаций войдет в регио­нальный налог на недвижимость, в который также войдут два мест­ных налога — налог на имущество физических лиц и земельный налог. Предполагается, что по каждому виду недвижимости будет формироваться своя налогооблагаемая база, к которой будет при­меняться ставка 2%. С введением этого налога преследуется реше­ние экономической, социальной и политических задач. Экономиче­ская задача заключается в уменьшении налоговой нагрузки с ак­тивной части основных фондов, т.е. с оборудования, и переносе ее на пассивную часть — на здания, сооружения, землю. Эго может сыграть определенную роль в инвестиционной политике предпри­нимателей, в высвобождении средств для обновления оборудова­ния, в более эффективном использовании недвижимости — зданий, сооружений, земельных участков.

      Социальная задача, состоит в перераспределении налоговой на­грузки на владельцев дорогой недвижимости (предприятия, дома, земельные участки).

      Политическая задача заключается в укреплении финансового положения территориальных органов власти на основе введения стабильного, повсеместного, легко контролируемого источника до­ходов территориальных бюджетов. Однако одним из условий реше­ния этой задачи должно быть придание этому налогу статуса не ре­гионального, а местного. В противном случае произойдет весьма существенное перераспределение средств в пользу региональных бюджетов, так как два местных налога (налог на имущество физи-

      ческих лиц и земельный налог), войдя в региональный налог, пере­станут быть источниками доходов местных бюджетов.

      Налог с владельцев транспортных средств Устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя на­лог, законодательные (представительные) органы субъекта Федера­ции определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

      При установлении налога законами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их ис­пользования налогоплательщиком.

      Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспорт­ные средства, признаваемые объектом налогообложения.

      Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, тепло-‘ ходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

      Не являются объектом налогообложения:

      (1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с;

      (2) автомобили легковые, специально оборудованные для ис­пользования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населе­ния в установленном законом порядке;

      (3) промысловые морские и речные суда;

      (4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные су­да, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основ­ным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

      (5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, техниче­ского обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяй­ственных товаропроизводителей и используемые при сель-

      скохозяйственных работах для производства сельскохозяйст­венной продукции;

      (6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйст­венного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно преду­смотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

      (7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при усло­вии подтверждения факта их угона (кражи) документом, вы­даваемым уполномоченным органом;

      (8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

      (9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

      Налоговая база определяется:

      (1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошади­ных силах;

      (Г) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная пас­портная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз­душного транспортного средства на взлетном режиме в зем­ных условиях в килограммах силы;

      (2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс­портных средств, для которых определяется валовая вме­стимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

      (3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пункт 1.Г и 2, — как единица транспортного средства.

      Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый, второй и третий кварталы.

      Налоговые ставки (в руб.) устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги ре­активного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лоша­диную силу мощности двигателя транспортного средства, один ки­лограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в сле­дующих размерах:

      Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с):

      до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

      свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

      110.33 кВт) включительно 7

      свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

      147.1 кВт) включительно 10

      183,9 кВт) включительно 15

      свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30

      Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л. с):

      до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2

      свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4

      свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10

      Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л.с):

      до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10

      свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20

      Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л.с):

      до 100 л.с (до 73,55 кВт) включительно 5

      свыше 100 л.с до 150 л.с (свыше 73,55 кВт до

      110.33 кВт) включительно 5 свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

      147.1 кВт) включительно 10 свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт

      до 183,9 кВт) включительно 13

      свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17

      Другие самоходные транспортные средства, маши­ны и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой л.с) 5

      Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой л.с):

      до 50 л.с (до 36,77 кВт) включительно 5

      свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10

      Катера, моторные лодки и другие водные транс­портные средства с мощностью двигателя (с каждой л.с):

      до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10

      свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20

      Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л.с):

      до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20

      свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40

      Гидроииклы с мощностью двигателя (с каждой л.с):

      до 100 л.с (до 73,55 кВт) включительно 25

      свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50

      Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой per. т валовой вместимости) 20

      Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой л.с) 25

      Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с ка­ждого кг силы тяги) 20

      Другие водные и воздушные транспортные средст­ва, не имеющие двигателей (с ел. транспортного средства) 200

      Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. До­пускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а ташке с уче­том срока полезного использования транспортных средств.

      Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятель­но. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, яв­ляющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми орга­нами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налого­вого периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и на­логовой ставки.

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщи­ками, являющимися организациями, определяется как разница ме­жду исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

      Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчет­ного периода в размере одной четвертой произведения соответст­вующей налоговой базы и налоговой ставки.

      Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками, по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

      Налог на игорный бизнес Его плательщиками признаются организа­ции или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

      Объектами налогообложения признаются:

      (2) игровой автомат;

      (3) касса тотализатора;

      (4) касса букмекерской конторы.

      Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в нало­говом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. По каждому из объектов налогообложения нало­говая база определяется отдельно как общее количество соответст­вующих объектов налогообложения. Налоговым периодом призна­ется календарный месяц.

      Налоговые ставки (в руб.) устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

      (1) за один игровой стол — от 25 ООО до 125 ООО руб.;

      (2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;

      (3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 ООО до 125 ООО руб.

      В случае, если ставки налогов не установлены законами субъек­тов РФ, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

      (1) за олин игровой стол — 25 ООО руб.;

      (2) за один игровой автомат — 1500 руб.;

      (3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25 000 руб.

      Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объ­екту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

      В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

      Местные налоги и сборы

      Устанавливая местный налог, представительные органы местно­го самоуправления определяют в нормативно-правовых актах нало­говые льготы, налоговую ставку в пределах, утвержденных Налого­вым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетно­сти по местному налогу.

      Местными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие и соответствии с Налоговым кодексом РФ норматив­но-правовыми актами представительных органов местного са­моуправления и обязательные к уплате на территории соответ­ствующего муниципального образования.

      В соответствии с Налоговым кодексом РФ к местным налогам и сборам относятся:

      (1) земельный налог;

      (2) налог на имущество физических лиц.

      Земельный налог Это наиболее значимый по величине местный налог. Его доля в общих доходах местных бюджетов достигает 3%. Особенно важна его роль в бюджетах сельских поселений.

      Цель введения платы за землю — стимулирование рационально­го использования, охраны и освоения земель, повышение плодоро­дия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяй­ствования на землях разного качества, обеспечение развития ин­фраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов.

      Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйствен­ной деятельности собственников земли, землевладельцев, земле­пользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

      Налогоплательщиками этого налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас­положенные в пределах муниципального образования (городов фе­дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

      Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земель­ных участков, признаваемых объектом. Кадастровая стоимость зе-

      Б Финансы мельного участка определяется в соответствии с земельным законо­дательством РФ.

      Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельно­го кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользо­вания.

      Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индиви­дуальными предпринимателями, определяют налоговую базу само­стоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений госу­дарственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 ООО руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользова­нии или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

      (1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

      (2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную л о I января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

      (3) инвалидов с детства;

      (4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

      (5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федера­ции «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от К июня 1992 г. № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Фе­дерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тсча» и в соответ­ствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиа­ционному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

      (6) физических лиц, принимавших в составе подразделений осо­бого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных уста­новок на средствах вооружения и военных объектах;

      (7) физических лип, получивших или перенесших лучевую бо­лезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

      Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной в 1000 руб., превышает размер налоговой базы, определенной в от­ношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

      Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признают­ся первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (за­конами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) и не могут превышать:

      (1) 0,3% в отношении земельных участков:

      отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного ис­пользования в поселениях и используемых для сельско­хозяйственного производства;

      занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, при­ходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жи­лищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

      предоставленных для личного подсобного хозяйства, са­доводства, огородничества или животноводства;

      2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

      Допускается установление дифференцированных налоговых ста­вок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного ис­пользования земельного участка.

      Освобождаются от налогообложения:

      (1) организации и учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выпол­нения возложенных на эти организации и учреждения функций;

      (2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего поль­зования;

      (3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, религиозного и благотворительного назначения;

      (4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

      (5) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных орга­низаций инвалидов, если среднесписочная численность ин­валидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных то­варов, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правитель­ством РФ по согласованию с общероссийскими обществен­ными организациями инвалидов), работ и услуг (за исклю­чением брокерских и иных посреднических услуг);

      (6) учреждения, единственными собственниками имущества ко­торых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участ­ков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спор­тивных, научных, информационных и иных целей социаль­ной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказа­ния правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

      (7) организации народных художественных промыслов — в от­ношении земельных участков, находящихся в местах тради­ционного бвпования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий на­родных художественных промыслов;

      (8) физические лица, относящиеся к кореннвш малочисленнвш народам Севера, Сибири и Далвнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земелвнвк участков, исполвзуемвк для сохранения и разви­тия их традиционного образа жизни, хозяйствования и про­мыслов;

      (9) научные организации Российской академии наук. Россий­ской академии медицинских наук. Российской академии селвскохозяйственнвк наук, Российской академии образо­вания, Российской академии архитектурв1 и строителвнвк наук, Российской академии художеств — в отношении зе­мелвнвк участков, находящихся под зданиями и сооруже­ниями, исполвзуемвк ими в целях научной (научно- исследователвской) деятелвности;

      (10) организации — резидешы особой экономической зоны сро­ком на пятв лет с момента возникновения права собствен­ности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

      Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

      Налоги на имущество физических лиц Плательщиками этих налогов признаются физические лица — собственники имущества, призна­ваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собствен­ности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отноше­нии этого имущества признается каждое их этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке оп­ределяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (ор­ганизаций).

      Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, на­ходится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Е1ри этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

      Объектами налогообложения признаются следующие виды иму­щества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, по­мещения и сооружения.

      Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанав­ливаются нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления в зависимости от суммарной ин­вентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в уста­новленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризаци­онной стоимости, типа использования и по иным критериям. Став­ки налога устанавливаются в следующих пределах:

      От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Свыше 500 тыс. руб.

      От 0,1 до 0,3% От 0,3 до 2,0%

      Налоги заключаются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

      От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождают­ся следующие категории граждан:

      Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники Гражданской и Великой Отечественной войн, . других боевых операций по защите СССР из числа военно­служащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

      лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно- Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав дейст­вующей армии в период Великой Отечественной войны, ли­бо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установлен­ных для военнослужащих частей действующей армии;

      лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

      а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

      военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с органи­зационно-штатными мероприятиями, имеющую общую продолжительность военной службы 20 лет и более; лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и тер­моядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кор­мильца, предоставляется на основании пенсионного удосто­верения, в котором поставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая за­пись, заверенная подписью руководителя учреждения, вы­давшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреж­дения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

      Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в по­рядке, установленном пенсионным законодательством Рос­сийской Федерации;

      гражданами, уволенными с военной службы или призывав­шимися на военные сборы, выполнившими интернацио­нальный долг а Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основа­нии свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, во­енным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

      родителями и супругами военнослужащих и государствен­ных служащих, погибших при исполнении служебных обя­занностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служаще­го, выданной соответствующими государственными органа-

      ми. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляет­ся только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

      со специально оборудованных сооружений, строений, по­мещений (включая жилье), принадлежащих деятелям куль­туры, искусства и народным мастерам на праве собственно­сти и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилой площадки, ис­пользуемой для организации открытых для посещения него- , сударственных музеев, галерей, библиотек и других органи­заций культуры, — на период такою их использования; с расположенных на участках в садоводческих и дачных не­коммерческих объединениях граждан жилого строения жи­лой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и соору­жении общей площадью до 50 м\

      Органы местного самоуправления имеют прага устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

      Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 августа.

      Как свидетельствует анализ исполнения доходной части ряда местных бюджетов, доля этого налога невелика и колеблется от 0,14 до 1% в общих доходах бюджетов муниципальных образований.

      finances.social