Законы ius

Законы ius

1.5.Структура римского права: ius civile, ius praetorium, ius gentium, iusnaturale.

Римское право

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

В структуре римского частного права выделяют две основные системы – цивильное право (ius civile) и преторское право(ius honorarium).

Цивильное право – исторически первая система римского права, основными источниками которой являются законы (начиная с Законов XII таблиц) и сенатус-консульты республиканского периода. Нормы цивильного права, созданные в условиях патриархально-натурального хозяйства раннего периода древнеримской истории, со временем оказались не приспособлены к развивающемуся товарному обороту, наглядно показывали свою пробельность и неприменимость.

Чтобы исправить эту ситуацию, и было призвано преторское право. Должность городского претора была учреждена в 367 г. до н.э. Он имел полномочия по судебным делам, участниками которых были римские граждане, обладал правомimperium (т.е., в частности, имел право издавать общеобязательные эдикты и интердикты).

Помимо текущих претор издавал эдикт на год (т.е. на весь срок своих полномочий). Обычно новый претор сохранял нормы такого постоянного эдикта предыдущего претора, соответствующие жизненным условиям, дополняя их чем-то своим. Со временем сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.

Во II в. юрист Юлиан (по поручению императора Адриана) выработал редакцию «постоянного преторского эдикта»(edictum perpetuum), которая в дальнейшем уже не изменялась и вошла в историю как Юлианов эдикт.

Вместе с тем преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось «мертвым», в этом проявлялся дуализм римского права.

Напр., наряду с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву).

Выделялись национальное право – ius civile и так называемое право народов – ius gentium.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо понимать, что право народов – не международное право, а римское – распространялось, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

Правотворческая деятельность юристов (а также преторов) основывалась на нравственных категориях справедливости, доброй совести (доброй веры), добрых нравах, являющихся элементами естественного права (jus naturale). Причем послед­нее не есть отдельная, изолированная система. Напротив* естественное право — часть и цивильного права, и права народов, оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами. Можно сказать, что естественное право благо­даря такому проникновению поднимает право народов до уровня общечеловеческого. В соответствии с мыслью Гая, право народов по существу является естественным правом — «правом, которое естественный разум установил между всеми людьми» (D.1.1.9). Павел считает, что естественное право наряду с другими частями (цивильным и преторским) входит в общее понятие права: «Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, — каково естест­венное право». Римские юристы говорят о праве как нравственном явлении. Право получило свое название от justitia (справедливость), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» Таким образом, с точки зрения римских юристов естествен­ное право одновременно и нравственная, философская катего­рия, и позитивное, действующее право. Справедливость — необходимо над­лежащее, должное свойство права, поэтому не всякое сущее есть право.Принципы естественного права соизмерялись с сущим не только в чисто юридических ситуация, но и с ос­новополагающими устоями римского общества. Известно, что незыблемой основой рабовладельческого Рима и всего античного мира был постулат юридического неравенства людей. По-видимому, под влиянием христианской идеи о всеобщем равенстве людей римские юристы приходят к смелому выводу о несоответствии данного постулата нравственным категориям. Одним из них был Ульпиан: «С точки зрения цивильного права, рабы считаются ничем. Это не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного разума все люди равны»

www.konspektov.net

Римское право. Тест 1

1.Термином — «римское право» обозначается
исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов
право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации
система права, сложившаяся в практике преторов (и некоторых других магистратов)
право общее для всех народов, распространяющееся на все римское население (включая так называемых перегринов)

2.Термин «гражданское право» (ius civile) обозначает:
исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов
система права, сложившаяся в практике преторов (и некоторых других магистратов)
право общее для всех народов, распространяющееся на все римское население (включая так называемых перегринов)

3.На кого распространяло свое действие ius gentium (право народов)?
на перегринов, а также на их взаимоотношения с государственными органами
на перегринов, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами
на римских граждан, а также на их взаимоотношения с государственными органами
на государственные органы, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами и перегринами

4.Гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствует
«ius civile», гражданское право
«ius gentium», право народов
«ius privatum», частное право
«ius naturale», естественное право

5.По Ульпиану к области частного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы
римских граждан
государства
отдельных лиц

6.Универсальные начала и категории, тот правовой опыт, который может быть востребован каждой нацией, находящейся на соответствующей ступени хозяйственного и общественного развития.
гражданское право
право народов
частное право
естественное право

7.По Ульпиану: «… это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права».
гражданское право
право народов
частное право
естественное право

8.В римском праве соответствие человеческих установлений естественному праву порождает
«aequitas» справедливость
«iustitia» правосудие
«ius gentium» право народов
«aequum ius» справедливое право

9.Естественное право понимается
как система норм
как позитивное право
как философское обоснование постоянного совершенствования права применительно к реальной действительности

10.Институции (элементарные учебники римских юристов) состояли следующих основных частей
personae (учение о лицах, субъектах права), res (учение о вещах, правах на вещи, обязательствах), actiones (учение об исках)
iurisprudentia (юриспруденция — деятельность юристов, правовая наука), propietas (собственность)
mores maiorum (обычаи предков), ius scriptum (писаное право), personae (учение о лицах, субъектах права)
actiones, iurisprudentia, personae, ius scriptum

11.Закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции
«ius non scriptum» неписаное право
«ius scriptum» писаное право
«ius aedilicium» право эдилов
«interdictae» приказ претора

12.К неписанному праву «ius non scriptum» относится
«interdictae» приказ претора
«mores maiorum» — обычаи предков
«ius aedilicium» право эдилов
«ius praetorium» преторское право

13.Древнейшей формой образования римского права являются
право эдилов
право магистратов
обычное право

14.В республиканский период законы
проходили через народное собрание
издавались сенатом
вводились распоряжение императора

15.Рескрипт это
общее распоряжение, обращенное к населению
распоряжение по отдельным делам (ответ на возбуждавшееся перед императором ходатайство)
инструкция, дававшаяся императором чиновникам
решение по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам

dekane.ru

2. Законы (leges).

Под законом (lex) римляне понимали волю, приказ всего римского народа, выраженную во время общего голосования в народном собрании. Древнейшая форма — куриатный закон, то есть закон, принятый на народном собрании по куриям. Такой закон сопровождался общей сакральной клятвой всего народа хранить верность закону, Нарушение этой клятвы вело к религиозному проклятию (sacer esto) виновника и принесению его в жертву подземным богам. В республиканскую эпоху законы стали принимать в трибутных комициях, такие законы уже не сопровождались сакральными клятвами.

Законопроект предварительно обсуждался в сенате, а затем уже выносился на народное собрание. Обычная структура закона республиканской эпохи следующая: а) Praescriptio — вводная часть, где указывались имена магистратов, при которых принят закон, б) rogatio — собственно, содержание закона, в) sanctio — то есть санкция, наказание за нарушение закона. Различались leges perfectae, то есть законы, имеющие специальную санкцию за их нарушение, и leges imperfectae — то есть законы без санкции.

3. Leges regiae — древнейшие законы царской эпохи носившие преимущественно сакральную форму, были подобны религиозным запретам табу на то или иное действие.

4. а) Leges XII tabularum — законы 12 таблиц. Это древнейший свод законов, принятый в 451-450 гг. до н.э. специальной коллегией децемвиров Эти законы вобрали в себя большую часть местных обычаев и так называемых «царских законов», а также различные нормы и положения из некоторых греческих законодательств, прежде всего из Афинского законодательства Солона.

Сами законы не сохранились, однако они частично восстановлены по многочисленным фрагментам, цитатам у различных античных авторов более позднего времени. Их общее содержание определяется словами римского историка Тита Ливия, который говорит, что это был «источник всего публичного и частного права» (fons omnis publici privatique iuris). В законах регулировалось право жрецов, право жертвоприношений и право римских магистратов, далее следовали нормы судебного процесса, обязательственное, наследственное и семейное право, особое внимание уделялось аграрному и уголовному праву, наконец целая таблица посвящалась погребальному праву и еще одна таблица — римскому гражданскому и религиозному календарю — фастам. Здесь же излагались так называемые легисакционные иски.

б) Последние две части законов — иски и фасты — впоследствии были сокрыты понтификами от народа и лишь курульному эдилу, сыну вольноотпущенника Флавию удалось вновь их опубликовать в конце IV в. до н.э. Его публикация получила название ius Flavianum.

в) Законы XII таблиц, легисакционные иски и комментарии к ним понтификов были вновь опубликованы Секстом Элием и получили название Tripertita — именно эта книга на протяжении многих веков оставалась основным источником так называемого цивильного права, то есть гражданского права, непосредственно исходящего из законов.

г) К цивильному праву относились также и многочисленные республиканские законы, из которых следует упомянуть законы Лициния-Секстия (367 г. до н.э.) об ограничении земельных владений и учреждении должности претора, закон Петелия 313 г. до н.э. об отмене долгового рабства, законы Гая и Тиберия Гракхов о судебных полномочиях всадников и перераспределении общественной земли, аграрный закон 111 г. до н.э., введший частную собственность на всю землю в пределах Италии, многочисленные законы Суллы, среди которых особенно важны нормы об уголовных преступлениях и деятельности XX квесторов и т.д.

д) Особо следует отметить закон диктатора Гортензия 287 г. до н.э., который придал плебисцитам (то есть собраниям плебеев без сенаторов) силу законов. Отличие плебисцитов от обычных законов в том, что они принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.

3. Ius honorarium — претоское право

Это право связано с судебной властью магистратов, прежде всего преторов. Предоставление магистратской должности — особая честь (по латыни honor) для римлянина, отсюда и название преторского права — ius honorarium. Преторов начали избирать с 367 г. до н.э. Сначала был один городской претор и один — для суда с перегринами (то есть иностранцвми, затем, с увеличением числа провинций, после завоевания Сардинии, Сицилии и Испании в III в. до н.э., постепенно увеличивалось и число преторов. При Гае Юлии Цезаре в I в. до н.э. было уже 12 преторов и 6 эдилов; при Августе число преторов увеличилось до 16. Наконец, император Клавдий в начале I в.н.э. добавил еще 2 преторов.

Первоначально преторские эдикты, то есть решения как по конкретным судебным делам, так и по общим вопросам толкования права имели силу закона только в период срока полномочий каждого конкретного претора. Однако постепенно эдикты приобрели силу если не закона, то весьма авторитетного мнения юриста, на которые опирались последующие преторы. Таким образом, действие преторского эдикта сродни действию современного прецедентного права. Их судебная деятельность, их эдикты успешно конкурировали с собственно законами, вырабатывая нормы, часто противоположные законодательным. В соответствии с определением римских классических юристов первоначально преторские эдикты лишь восполняли пробелы в законах и давали им более широкое толкование, то есть они действовали «ради вспомоществования и добавления к цивильному праву (iuris civilis adiuvandi et supplendi gratia). Затем преторы стали издавать эдикты и «ради исправления законов» (iuris civilis corrigendi gratia). Закон Корнелия Суллы 67 г. до н.э. впервые официально вынуждал преторов учитывать в своих решениях авторитетные постановления предыдущих преторов.

4. SENATUSCONSULTA — РЕШЕНИЯ РИМСКОГО СЕНАТА. Первоначально почти не имели самостоятельного значения, лишь вынося законопроект на народное собрание, которое и придавало ему силу закона. Однако в позднюю республику, когда частые народные собрания были практически невозможны, решения по текущим делам постепенно стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. Наибольшую силу сенатусконсульты приобрели уже в эпоху принципата.

Лекция 2. Источники права (продолжение). Эпоха принципата

Как известно, эпоха принципата практически совпадает с периодом расцвета римского права, однако это и период и серьезных изменений характера источников права.

Прежде всего, закон, как воля народа уходит в прошлое вместе с народными собраниями, поэтому сенатусконсульт приобретает силу закона. Дальнейшее развитие получает преторский эдикт. Император Адриан поручает юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию «вечного эдикта» (edictum perpetuum), что и было им сделано между 125 и 128 гг. н.э. Это издание было первой крупной кодификацией после законов XII таблиц.

5. Императорские конституции (constitutiones prinipum)

Различались 4 вида императорский рапоряжений:

1) Эдикты (edicta) — общие распоряжения на манер магистратских;

2) Мандаты (mandata) — поручения, инструкции императорским чиновникам.

Эти два вида распоряжений формально теряли свою силу после смерти императора.

3) Декреты (decreta) — судебные решения императора;

4) Рескрипты (rescripta) — ответы императора на юридические запросы частных и должностных лиц.

Последние два вида рассматривались как толкования к действующим законам.

Также следует учитывать так называемые речи императора в сенате (orationes), которые по сути дела были законопроектами, которые после одобрения их сенатом принимали силу закона.

В этот период развития права сохраняется дуализм между цивильным и преторским правом, однако издание вечного эдикта сделало последнее менее мобильным и сблизило его с цивильным. Вместе с тем в этот период цивильное право и право народов (ius gentium) постепенно сливаются, что связано с распространением римского гражданства на всю территорию империи.

studfiles.net

Естественное право (ius naturale): понятие и значение в развитии отдельных институтов римского права

Естественное право римляне понимали как некий высший закон, как состояние порядка в природе и обществе. Законы (иные акты людей), устанавливаемое людьми позитивное право, не должны нарушать этот всеобщий порядок. Нарушение этого порядка, следовательно ius naturale, порождает бесправие, произвол, беззаконие (параномию). Напротив, соответствие человеческих установлений естественному праву порождает справедливость (aequitas), которая и является целью права.
Такое понимание права недвусмысленно следует из следующего высказывания Павла (Д.1.I.11.): «. право означает то, что всегда является справедливым и добрым — каково естественное право». Таким образом, то, что не порождает справедливость, не имеет ценности права.
Философская конструкция справедливости являлась основанием для правотворческой деятельности преторов и юристов, которые в своих эдиктах и комментариях отстраняли закон, уже не соответствующий понятию aequitas и, таким образом, создавали новое, более совершенное право.
Таким образом, естественное право должно пониматься не как система норм, как позитивное право, а как философское обоснование постоянного совершенствования позитивного права применительно к реальной действительности.
Более того, представления о естественном праве выражают отношение римлян к праву как явлению по природе своей нравственному: omne ius hominum causa constitutum est.
Восприятие права как нравственного явления подтверждается достижениями римской юриспруденции. При разборе дела юристы интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям естественного права и справедливости и в случае коллизии зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum ius). Подобная правопреобразующая (и нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которую бы дал в изменившихся условиях сам справедливый законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации (прежде всего в силу ее аргументированности и авторитетности ее автора) означало признание ее содержания в качестве новой нормы, а именно, нормы ius civile. Правопреобразующая деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъем­лемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с разви­тием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVIII вв.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отно­шению к высшему, естественному праву, вытекающему из чело­веческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установ­ленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общече­ловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделя­ются два основных направления — неотомистская теория права и «светские» концепции естественного права.

Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средне­векового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о при­роде, сущности права, неотомистская теория пытается найти ос­новные права в мировом порядке, согласующемся с религиозны­ми догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство челове­ческого, положительного закона, если он расходится с естествен­ным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосход­ство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное про­исхождение, не противоречит естественному праву.

«Светская» доктрина естественного права исходит из этичес­кой первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, ос­нованного на стандартах справедливого поведения. Для этой тео­рии характерным является признание в качестве основы «пра­вильного», «законного» права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фети­шизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятель­ности, отрывая тем самым нормативные установления от суще­ствующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождест­вляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из призна­ков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положитель­ным моментом здесь является внимание к позитивному содержа­нию правовых текстов.

Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый закон — это правовой закон.

«Широкое» толкование права включает в его понятие не толь­ко нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, субъ­ективные права граждан). Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность. Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важ­нейшее качество права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство правовой материи. Нормы

— важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах и предписаниях закона; они воплоща­ются в правоотношениях. Таким образом, право выражается дво­яко, в предписаниях закона и правоотношениях.

Приверженцы «широкой» концепции права понимают (и видят в этом его социальную ценность) право как систему норм свобо­ды, которые объективно обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают юридическую силу посредством их официального признания. Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или скла­дывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым, то есть правовым. В правовом государ­стве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы, справедливости и гуманности.

Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции

— «широкого» и собственно нормативного понимания права — сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.

Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует при­знавать действующим юридическим правом все, что имеет пра­вовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обще­стве.

Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни зако­нодатели, ни сами законы демократического и правового государ­ства, сейчас только начинают складываться в российском праве и правоведении. В этих правовых конституционных идеях отра­жены общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества, принятые демократическими государствами современ­ного мирового сообщества.

studopedia.ru