Камеральная проверка налога на имущество

Проверка налогов: вопросы камералки

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам? Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений? Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Сергей Александрович, здравствуйте! Нередко бухгалтеры сдают декларации по налогам или расчеты по авансовым платежам и переживают, будут инспекторы проверять сведения или нет. Скажите, должен ли налоговый инспектор сообщать фирме, что началась камеральная проверка декларации?

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих должностное лицо налогового органа сообщать о начале проведения камеральной налоговой проверки. Само по себе начало камеральной налоговой проверки, которое определяется фактом представления организацией налоговой декларации, не налагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей. Однако с момента представления декларации начинает течь трехмесячный срок, только в пределах которого налоговый орган вправе провести мероприятия налогового контроля, связанные с камеральной налоговой проверкой. Например, истребовать необходимые для проверки документы.

А какие документы налоговый инспектор может затребовать у фирмы в рамках камеральной проверки декларации?

Статьей 88 Налогового кодекса четко ограничен перечень случаев, в которых те или иные документы должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика. Так, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы 1 , за исключением:
1) подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, пользующихся такими льготами 2 ;
2) тех, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом 3 ;
3) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога 4 .
При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов 5 .
Особняком стоит норма, согласно которой во всякое время без ограничений налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций 6 .

Налоговая инспекция запросила у компании документы в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация не может подготовить копии документов в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Можно ли представить инспектору оригиналы?

Документы должны быть представлены в том виде, в котором это предписывается законодательством о налогах и сборах. Как правило, документы нужны налоговому органу для формирования доказательственной базы, то есть совокупности доводов, которые ему могут потребоваться — в случае возникновения спора — для представления в суд. Кроме того, необходимо учитывать, что в случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах дело о налоговом правонарушении будет рассматриваться руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, которому необходимо сделать это объективно, что невозможно без наличия документального подтверждения всех существенных обстоятельств. Пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса предусмотрено, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации визируются руководителем (заместителем руководителя) и (или) иным уполномоченным лицом и заверяются печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
И только в случае необходимости в рамках истребования документов по статье 93 Налогового кодекса налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Это предусмотрено для тех случаев, когда налоговый орган, получив истребованные документы в виде заверенных копий, имеет какие-либо сомнения относительно их тождественности оригиналам документов.
Налоговое законодательство называет еще 3 случая, когда допускается ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов: в ходе выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика, за исключением проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа и при проведении выемки (в случаях, предусмотренных ст. 94 НК РФ).
В рамках же камеральной проверки подлинники могут представляться только на время — для ознакомления — с последующим возвратом налогоплательщику.

Если налоговые инспекторы не примут оригиналы, то будет ли это означать, что фирма не представила документы? Могут ли ее оштрафовать за это?

Да, в этом случае получается, что налогоплательщик не исполнил обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, не обеспечил налоговый орган необходимыми документами. В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы на ознакомление они могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса либо может быть осуществлена выемка документов согласно статье 94 Налогового кодекса.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность граждан и должностных лиц 7 .
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой штраф 8 в размере 50 рублей за каждый документ, который не будет представлен.

Если у инспектора после камеральной проверки нет претензий и вопросов к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?

Полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на инспектора функции выявления налоговых правонарушений во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения он обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у организации необходимую информацию. Соответственно, компания вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к ней за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у инспектора нет сомнений в правильности уплаты налогов.
Этот порядок, ранее впервые сформулированный в определении КС РФ 9 , начиная с 2007 года получил свое закрепление в статье 88 Налогового кодекса. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие данных налогоплательщика сведениям в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля, об этом сообщается организации с требованием в течение 5 дней представить необходимые пояснения или в установленный срок внести соответствующие исправления. Лицу, проводящему камеральную налоговую проверку, надлежит рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И только если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений организации налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица инспекции обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса.


Н.В. Дубровин,
ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

Налоговый орган для истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса направляет налогоплательщику требование о представлении документов, форма которого специально утверждена (приложение N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
В требовании должно быть указано, какие документы и на основании какой статьи Налогового кодекса истребуются, в какой срок их надо подать, а также приводится информация о том, в каком виде следует представить документы, об ответственности налогоплательщика за непредставление документов. В принципе, требование может вообще не соответствовать установленной форме, но это не является существенным основанием для его неисполнения.
Подписывает требование налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса. Если признаки истребуемых документов сформулированы нечетко и невозможно определить, какие же именно документы хочет получить проверяющий, то налогоплательщик в случае неисполнения требования не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса. Этот вывод был подтвержден Президиумом ВАС РФ в постановлении от 8 апреля 2008 года N 15333/07.
Однако, получив такое нечеткое требование, рекомендуется обратиться за уточнением к налоговому инспектору, если бухгалтеру действительно что-то непонятно и он намерен представить все необходимые документы. В большинстве же случаев бухгалтеру прекрасно известно, какие документы следовало бы направить, поэтому исполнить требование достаточно просто.
Не стоит обращаться за разъяснениями в том случае, если организация не собирается подавать документы и готова отстаивать свою позицию в суде, поскольку повторное обращение просто даст повод налоговикам уточнить свое требование.

В ходе камеральной проверки инспектор выявил ошибки и, позвонив по телефону бухгалтеру, сообщил об этом и затребовал пояснения. Можно ли считать, что таким способом бухгалтер уведомлен должным образом? В какой форме последнему надо представить в инспекцию пояснения: письменной, устной, лично или по телефону?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Однако, как уже было сказано, чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данной процедуры, что предполагает наличие у него доказательств ее соблюдения. Поэтому на практике налогоплательщику об ошибках сообщается в письменной форме. Также и организации рекомендуется давать пояснения именно в такой форме, так как в ее интересах, чтобы комментарии были приобщены к материалам проверки.

Может ли инспектор в рамках камеральной проверки налога на имущество затребовать документы у фирмы? Компания не пользуется никакими льготами по налогу на имущество. Правомерны ли требования инспектора?

Согласно ограничениям, установленным статьей 88 Налогового кодекса, при таких условиях истребование документов у налогоплательщика не осуществляется.

В ходе проверки инспектор выявил нарушения, которые отражены в акте. Кроме того, указана сумма недоимки по налогу, а также штраф и пени. Должен ли в акте быть также расчет сумм штрафа и пеней?

Согласно форме акта налоговой проверки 10 указание конкретных размеров штрафов не предусмотрено. В акте только предлагается привлечь налогоплательщика к ответственности и дается описание всех существенных обстоятельств, в том числе конкретных данных, необходимых для исчисления штрафов. Дело в том, что акт проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, но вместе с тем не имеющими прерогативы налагать штрафы. Эти полномочия 11 относятся к руководителям (заместителям руководителя) налогового органа, которые при наложении штрафа решают вопросы о наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, вину, а также отягчающих и смягчающих обстоятельств. Итак, из акта должно быть видно, каким образом можно предварительно рассчитать размер штрафа. Расчет суммы пеней предусмотрен формой акта проверки.

Если налоговый орган затребовал копии документов в рамках проверки контрагента, а компания отказывается их представлять, могут ли фирму оштрафовать за это?

Да, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации подать имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет за собой взыскание штрафа 12 в размере 5000 рублей независимо от количества документов, которые не были переданы в срок.

Компания в рамках налоговой проверки контрагента получила требование, в котором указано следующее: «Предоставить документы по хозяйственным операциям с ООО «Ромашка» за I квартал 2008 года». Как бухгалтеру понять, какие именно документы хочет увидеть проверяющий инспектор? Или ему необходимо ксерокопировать все договоры, накладные, акты и т. д. без исключения?

Способ описания запрашиваемых документов в требовании о представлении документов (информации), предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса, должен позволять их идентифицировать, с тем чтобы дать возможность налогоплательщику четко определить состав истребуемых документов и представить их налоговому органу. Указание на документы по хозяйственным операциям с конкретным контрагентом в совокупности со ссылкой на проверяемый налоговый период в этой связи представляется правомерным.

А если ситуация обратная. У компании с контрагентом было всего 2—3 операции, а в требовании налоговой инспекции указано представить книгу продаж за I квартал 2008 года с отражением счетов фактур по реализации. Надо ли компании распечатывать всю книгу продаж за этот период или достаточно выписки по операциям с этим контрагентом?

Думаю, что в данном случае достаточно представить выписку из книги продаж по операциям с данным контрагентом и одновременно в сопроводительном письме указать на отсутствие иных продаж этому контрагенту.

Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепленные в Налоговом кодексе, не допускают проведения более 2 выездных налоговых проверок за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом, и проверки, проводимые ранее проверявшим налоговым органом, в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Факт проведения выездных проверок до камеральных при назначении следующих выездных проверок не учитывается. Ведь камеральные проверки проводятся в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Как правило, налоговые органы стараются проводить выездные налоговые проверки сразу за календарный год и по всем налогам и сборам, так как комплексный подход является более целесообразным с точки зрения эффективности контрольных мероприятий. Кроме того, налоговые органы учитывают, что они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Камералка по-французски

Во Франции в год проверяется примерно 45 000 деклараций от организаций. Имеющаяся в базе информация сравнивается со сведениями, содержащимися в представленном отчете. При обнаружении каких-либо расхождений инспектор вправе затребовать у компании объяснения. Если таковые проверяющих не удовлетворят, то они могут потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более внимательной проверки. Отметим, что в ходе проверки в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговики применяют различные санкции. Так, за просрочку представления отчета взимается штраф в размере 9 процентов в год от просроченной суммы. Если выявлены умышленные действия по сокрытию доходов, то штраф будет 40—80 процентов от суммы налога.
Подготовила Елена Полянских

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 7 ст. 88 НК РФ
2 п. 6 ст. 88 НК РФ
3 п. 7 ст. 88 НК РФ
4 п. 8 ст. 88 НК РФ
5 п. 9 ст. 88 НК РФ
6 подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
7 ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
8 п. 1 ст. 126 НК РФ
9 определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
10 утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@
11 ст. 101 НК РФ
12 п. 2 ст. 126 НК РФ

www.garant.ru

Об истребовании при камеральной проверке документов, подтверждающих освобождение от налога движимого имущества

Минфин России считает правомерным истребование налоговым органом в рамках камеральной проверки документов, подтверждающих право на освобождение от налога на имущество организаций

Пунктом 6 статьи 88 НК РФ установлено право налогового органа требовать представления пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать документы, подтверждающие право на льготы.

Сообщается, что налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения, в то время как налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения и налогоплательщик вправе отказаться от их использования.

При наличии такого разграничения элементов налогообложения при установлении пониженных налоговых ставок и налоговых льгот достигаются определенные цели льготного налогообложения.

Поскольку пунктом 25 статьи 381 НК РФ установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в этом пункте, по мнению Минфина России, при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика-организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.

Вопрос: Об истребовании налоговым органом в рамках камеральной проверки документов, подтверждающих право на освобождение от налога на имущество организаций в отношении движимого имущества.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 сентября 2017 г. N 03-02-07/1/63534

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие его право на такие налоговые льготы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Кодекса).

Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.

Кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) налоговых ставок и налоговых льгот как самостоятельных элементов налогообложения, в частности в пунктах 3, 4 и 7 статьи 12, пунктах 1 и 2 статьи 17, пункте 1 статьи 52, статьях 53, 380, 381 и 381.1 Кодекса. Так, например, пунктом 2 статьи 372 Кодекса предусмотрено, что, устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса; при установлении этого налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 381 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса установлены налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения по этому налогу. При этом указанными статьей и главойне предусмотрены в перечне налоговых льгот дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по такому налогу, установленные в соответствии со статьей 380 «Налоговая ставка» Кодекса.

Однако и при наличии такого разграничения элементов налогообложения при установлении пониженных налоговых ставок и налоговых льгот достигаются определенные цели льготного налогообложения.

Поскольку пунктом 25 статьи 381 Кодекса установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в этом пункте, полагаем, что при применении пункта 6 статьи 88 Кодекса в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика-организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не может рассматриваться в качестве устанавливающего обязательные для налоговых органов и налогоплательщиков правила поведения. Оно имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами Кодекса в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме, в том числе с учетом судебной практики.

Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.

www.audit-it.ru

Налог на имущество: простые вещи

Поправки последних лет в гл. 30 НК РФ сконструированы довольно заковыристо. Из-за этого при подготовке отчетности за I квартал многие запутались даже в тех нормах, которые, в общем-то, не допускают разных толкований. Раскладываем все по полочкам, чтобы у вас не было ошибок при расчете авансового платежа за полугодие.

При приобретении б/у имущества у взаимозависимых лиц смотрим на полный СПИ

А.Н. Епифанова, г. Волгоград

Вы должны платить с автомобиля налог. Обратите внимание: не является объектом налога то имущество, которое относится к 1-й и 2-й амортизационным группам в соответствии с правительственной Классификацией ОС 2 . А в этой Классификации имущество распределено по группам исходя из первоначального СПИ новых объектов 3 . И по ней ваш автомобиль попадает в 3-ю или одну из следующих групп. А значит, он является объектом налога и, кроме того, не подпадает под освобождение от налогообложения как полученный от взаимозависимого лица 4 . При этом срок, установленный вами в бухгалтерском и налоговом учете при принятии на учет бывшего в употреблении автомобиля, не имеет значения.

К тому же вы поступили неправильно, отнеся автомобиль в налоговом учете ко 2-й амортизационной группе. Вы обязаны включить ОС в ту же группу, в которую его включил у себя в налоговом учете предыдущий собственник 5 . И только после этого и только в целях расчета линейной налоговой амортизации вы вправе взять СПИ, определенный как срок из Классификации за вычетом количества месяцев использования у предыдущих собственников 6 .

В бухучете вы вправе установить СПИ как срок, в течение которого вы ожидаете получение от имущества экономических выгод 7 . И срок, конечно, может равняться СПИ, оставшемуся после использования автомобиля предыдущим собственником.

Самостоятельно перейти на расчет базы по кадастру нельзя

Е. Синицкая, г. Москва

Никакие документы тут не помогут. Налогоплательщик не вправе сам выбирать, по какой стоимости — среднегодовой или кадастровой — ему рассчитывать налоговую базу 8 . Кадастровый налог следует платить, если в том субъекте РФ, на территории которого находится недвижимость, введен кадастровый налог, то есть не позднее чем за месяц до начала года официально опубликован региональный закон об уплате налога с кадастровой стоимости 9 .

А в Курской области в 2015 г. такого закона нет. Поэтому по расположенной там недвижимости вы в 2015 г. обязаны исчислять налог со среднегодовой стоимости. То, что ваша фирма зарегистрирована в Москве, где введен кадастровый налог, значения не имеет. Ведь по недвижимости налог на имущество вы платите по месту ее нахождения (независимо от того, есть у вас там обособленное подразделение с отдельным балансом 10 или нет 11 ).

Что делать, если платили налог с кадастровой стоимости, а нужно было с остаточной

Н. Инютина, г. Санкт-Петербург

Как можно скорее пересчитайте налог исходя из среднегодовой стоимости, доплатите разницу и пени 13 и сдайте уточненную декларацию (расчет). Это нужно сделать независимо от того, об ошибке за какой период идет речь — за 2014 г. или за I квартал 2015 г. В последнем случае также включите остаточную стоимость здания в расчет авансового платежа по налогу за полугодие.

Продолжать в 2015 г. платить налог с кадастровой стоимости здания в расчете на то, что налоговая не заметит ошибки, нельзя. При камеральной проверке любого очередного отчета по налогу на имущество инспекция может легко обнаружить ошибку. Ведь на каждый объект недвижимости, по которому уплачивается кадастровый налог, следует заполнять отдельный раздел 3 расчета по налогу или годовой декларации. В нем вы должны указывать кадастровый номер здания. Не найдя этого номера в перечне облагаемых по кадастру объектов вашего региона, ИФНС запросит у вас пояснения или потребует внести изменения в расчет аванса (декларацию) в связи с выявленными при камеральной проверке несоответствиями 14 . И тогда вам все равно придется сдавать уточненки и платить пени.

УСНО: поторопились заплатить «кадастровый» налог

С. Разумович, Иркутская обл.

Уточненку с нулями сдавать бессмысленно — она не будет действительной, так же как и первичная декларация. Ведь вы не являетесь плательщиком налога на имущество 17 , следовательно, не должны сдавать декларации — ни первичные, ни уточненные 18 .

«Отменить» сданную декларацию можно так. Составьте и сдайте в инспекцию письмо о том, что декларация была сдана ошибочно. Укажите в письме, что ваша фирма применяет УСНО и в этом году вообще не должна платить налог на имущество и, следовательно, отчитываться по нему.

Как вернуть перечисленные в бюджет деньги? Заявление о возврате либо зачете налоговой переплаты 19 тут не годится, потому что уплаченные вами деньги не являются налогом.

Поэтому сдайте в вашу налоговую инспекцию заявление о возврате вам ошибочно перечисленных в бюджет денег 20 . В нем сошлитесь на ваше письмо об «отмене» декларации, продублируйте объяснение ошибки из него, приведите сумму, укажите, по какому КБК и за какой период она была ошибочно перечислена, а также реквизиты вашего счета для возврата денег. К заявлению приложите копии платежки и выписки банка, подтверждающих перечисление денег.

Что будет за неправильные данные в строке 210 расчета авансового платежа

О. Кишневская, г. Тюмень

Уточненку сдавать не нужно. Вы не обязаны этого делать, потому что неотражение этих данных не привело к занижению налога 21 . Ведь строка 210 — справочная, отражаемые в ней данные не влияют на сумму налога.

Если вдруг инспекция каким-то образом обнаружит отсутствие в строке 210 остаточной стоимости ОС 1-й и 2-й групп, то ничего страшного вам не грозит.

Оштрафовать за неправильное заполнение авансового расчета как за грубое нарушение правил учета 22 в этом случае нельзя 23 . Ведь расчет не относится к регистрам налогового или бухгалтерского учета. Штраф 200 руб. за непредставление налоговому органу документов и (или) сведений, необходимых для налогового контроля 24 , тут тоже неприменим. Ведь расчет как таковой вы представили.

Кроме того, ОС 1-й и 2-й групп не являются объектами налога, и сама ФНС признала, что включение в декларацию сведений о «необъектах» противоречит НК РФ 25 . Ведь декларация — это заявление о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога 26 .

При сдаче авансового расчета за полугодие укажите в строке 210 верные данные.

Примечание. Если все ваши ОС — это объекты 1-й и 2-й групп, то сдавать авансовые расчеты и декларацию только ради того, чтобы заполнить в них строку 210 (в декларации за год — 270), не нужно. Ведь вы вообще не обязаны отчитываться по налогу на имущество. Такая обязанность есть только у налогоплательщиков налога на имущество 27 , а налогоплательщики — это те, у кого есть имущество, являющееся объектом налога 28 .

Передали в аренду либо лизинг взаимозависимому лицу — налог не появляется

Мы лизинговая компания, в 2015 г. приобрели у сторонней (невзаимозависимой) организации движимое имущество с целью последующей передачи в лизинг организации, которая является нашим учредителем (взаимозависимая). Предмет лизинга — на нашем балансе. Должны ли мы платить с него налог на имущество после передачи в лизинг?

Налог с этого имущества вы не должны платить ни до передачи в лизинг, ни после. Под налог подпадает движимое имущество 3-й и следующих групп, которое принято у налогоплательщика на учет в результате передачи между взаимозависимыми лицами 29 . У вас имущество принято на учет в результате передачи его вам продавцом, независимым по отношению к вам. А то, что вы потом отдали это имущество в лизинг взаимозависимому лицу, уже не может изменить ситуацию на момент его принятия на учет.

Некоторая путаница в ситуации с налогом на имущество при лизинге возникла из-за одного Письма Минфина. Там указано: «движимое имущество, полученное в рамках договора финансовой аренды (лизинга), заключенного лицами, признаваемыми взаимозависимыми. учтенное на балансе лизингодателя (или лизингополучателя) с 1 января 2013 г. в составе основных средств, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2015 г.» 30 . Однако вы получили имущество не в рамках договора лизинга 31 , а в рамках договора купли-продажи с независимым продавцом. Приобретение вами имущества, безусловно, связано с исполнением договора лизинга, но происходит по другому договору с другим лицом.

Поэтому предмет лизинга у вас подпадает под освобождение от налога, установленное для движимых ОС 3-й и следующих групп, принятых на учет с 01.01.2013 29 .

Это подтверждают и в Минфине.

Из авторитетных источников

Сорокин Алексей Валентинович — Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Право на установленную п. 25 ст. 381 НК РФ льготу напрямую зависит от того, какое лицо — взаимозависимое или нет — передало имущество со своего баланса на баланс налогоплательщика. Если такая передача произошла между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то лицо, принявшее на баланс имущество, вправе воспользоваться льготой.

В рассматриваемой ситуации лизинговая компания приобрела движимое имущество у невзаимозависимого лица и учитывает его на своем балансе. Поэтому она вправе воспользоваться льготой, установленной п. 25 ст. 381 НК РФ. Дальнейшая передача объекта взаимозависимому лизингополучателю без постановки на его баланс не имеет значения для применения льготы лизингодателем.

Что касается Письма Минфина от 30.03.2015 N 03-05-05-01/17326, то оно было выпущено для разъяснения другой ситуации — когда имущество передавалось по цепочке взаимозависимых лиц и в конце концов было учтено на балансе лизингополучателя».

Арендуем имущество у взаимозависимого лица: налога нет

Г. Перфильева, бухгалтер

Фирмы не должны платить налог со стоимости арендованного имущества. И неважно, кто является арендодателем — взаимозависимое лицо или нет. Объект налога — это имущество, которое в соответствии с правилами бухучета учитывается на балансе в качестве основных средств 32 . А арендованные объекты по правилам бухучета учитываются за балансом 33 . Поэтому они объектом налога не являются 34 .

Можно ли не предоставлять для камеральной проверки документы по всем движимым ОС

Получили из инспекции требование представить в течение 10 дней подтверждающие эту льготу документы. Вот их список: пообъектная расшифровка этого имущества, на каждый объект ОС — инвентарные карточки, накладные, счета-фактуры, договоры, акты приема-передачи ОС и иные документы, подтверждающие дату принятия к бухучету ОС и отнесение к амортизационным группам, а также оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02, учетная политика и план счетов на 2015 г.

У нас довольно крупная компания и таких ОС — тысячи. Представьте, что по каждому из них нужно подобрать, скопировать, заверить и доставить в инспекцию все указанные документы. И так каждый квартал. Можно ли как-то отвертеться от этой повинности?

Н. Вороных, Московская обл.

Примечание. Упомянутое в статье ПБУ можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Если вы не хотите выездной проверки 35 и штрафа за непредставление документов 36 , то лучше выполнить требование налоговой. Таким образом вы подтвердите, что правомерно не включили стоимость движимого имущества в налоговую базу за I квартал 2015 г. И возможно, убедившись в этом, инспекция не станет запрашивать документы в таком объеме при проверке каждой следующей отчетности по налогу на имущество. В любом случае помните, что однажды полученные от вас документы инспекция не вправе требовать повторно 37 .

Примечание. Такие требования получили многие организации. И в некоторых задаются вопросом: можно ли отбиться, сославшись на то, что это не та налоговая льгота, заявление которой позволяет налоговикам истребовать подтверждающие ее документы в рамках камеральной проверки 38 . Рассуждают тут так. По определению из первой части НК РФ налоговая льгота — это преимущество, предоставленное отдельной категории налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере 39 . А тут от налога освобождено имущество, которое может быть у любого налогоплательщика.

На наш взгляд, такой аргумент вряд ли поможет. Ведь можно сказать, что таким образом выделена отдельная категория налогоплательщиков — организации, которые имеют движимое имущество 3-й и следующих групп, принятое ими на учет с 01.01.2013 не в результате реорганизации, ликвидации, передачи между взаимозависимыми лицами. Им и предоставляется льгота в виде освобождения такого имущества от налога.

  1. подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ
  2. подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ; Классификация, утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1
  3. п. 3 ст. 258 НК РФ
  4. п. 1 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ
  5. п. 12 ст. 258 НК РФ
  6. п. 7 ст. 258 НК РФ
  7. п. 3 ПБУ 6/01
  8. пп. 1, 2 ст. 375 НК РФ
  9. ст. 378.2 НК РФ
  10. ст. 384 НК РФ
  11. ст. 385 НК РФ
  12. подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ
  13. п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 76 НК РФ; Письмо ФНС от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663
  14. п. 3 ст. 88 НК РФ
  15. п. 1 ст. 373, п. 2 ст. 346.11 НК РФ
  16. п. 1 ст. 386, п. 2 ст. 80, ст. 81 НК РФ
  17. ст. 78 НК РФ
  18. Письма ФНС от 19.10.2011 N ЕД-3-3/3432@, от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764
  19. п. 1 ст. 81 НК РФ
  20. ст. 120 НК РФ
  21. Постановление Президиума ВАС от 15.02.2002 N 5803/01
  22. Письмо ФНС от 12.02.2013 N БС-4-11/2301@
  23. п. 1 ст. 80 НК РФ
  24. п. 1 ст. 386 НК РФ
  25. п. 1 ст. 373 НК РФ
  26. п. 25 ст. 381 НК РФ
  27. Письмо Минфина от 30.03.2015 N 03-05-05-01/17326
  28. абз. 3 ст. 2 Закона от 29.10.98 N 164-ФЗ
  29. п. 1 ст. 374 НК РФ
  30. Инструкция, утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 N 94н
  31. Письмо Минфина от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101
  32. Письмо ФНС от 01.06. 2015 N БС-4-11/9319@
  33. п. 1 ст. 126 НК РФ
  34. п. 5 ст. 93 НК РФ
  35. п. 6 ст. 88, пп. 1, 3 ст. 93 НК РФ
  36. п. 1 ст. 56 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале «Главная книга» N14, 2015

www.klerk.ru