Законом о секьюритизации

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 29 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 13 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2013 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 21 установлены иные сроки вступления их в силу

Президент Российской Федерации

21 декабря 2013 г.

Основная часть поправок направлена на создание условий для секьюритизации финансовых активов.

Закон о рынке ценных бумаг дополнен новой главой, регламентирующей деятельность 2 видов специализированных обществ: финансового и проектного финансирования. Они являются российским аналогом SPV.

Финансовое общество приобретает денежные требования (в т. ч. которые возникнут в будущем) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, а также иное имущество, связанное с этим, и осуществляет эмиссию облигаций, обеспеченных залогом указанных требований.

Специализированное общество второго вида финансирует долгосрочные (от 3 лет) инвестпроекты путем приобретения денежных требований по отдельным обязательствам. Речь идет о тех, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании этого имущества. Также могут приобретаться иные объекты, связанные с осуществлением проекта. Общество проектного финансирования проводит эмиссию облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Специализированное общество может быть создано только путем учреждения. Ему запрещено уменьшать свой уставный капитал, в т. ч. путем приобретения части размещенных им акций (доли в уставном капитале). Не допускается добровольная реорганизация общества. В отношении него не применяется ряд положений Законов об АО и ООО.

Сделки, не соответствующие целям и предмету деятельности общества, признаются судом недействительными по иску самого общества, его учредителя (участника) или кредиторов, в т. ч. владельцев облигаций общества.

Появляется новое понятие — индивидуальный инвестиционный счет. Он предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг физлица. Такой счет может открыть брокер или доверительный управляющий. Гражданин вправе иметь только 1 договор на ведение счета. Он может передать брокеру или доверительному управляющему не более 400 тыс. руб. в год.

Поправками в Основы законодательства о нотариате, в частности, расширяется перечень органов нотариальной палаты. Помимо ее президента, правления и общего собрания членов, предусматриваются ревизионная комиссия и иные органы, создание которых прописано в уставе палаты. Указанная комиссия избирается общим собранием, а президент не может занимать свой пост более 2 сроков подряд. Размер членских взносов устанавливается общим собранием не реже 1 раза в 2 года с учетом утвержденной им сметы доходов и расходов палаты. Кроме того, вводится новый раздел, посвященный единой информационной системе нотариата. В нее включаются реестры нотариальных действий, наследственных дел, уведомлений о залоге движимого имущества. Благодаря этой системе любой человек через Интернет может бесплатно получить сведения об отмене доверенности, а также информацию из реестра названных уведомлений. Включаются отдельные главы о регистрации уведомлений, а также об удостоверении равнозначности электронных и бумажных документов. Установлены особенности совершения нотариальных действий на основании электронного документа.

ГК РФ пополнился статьями, регулирующими договоры номинального счета и счета эскроу.

Отметим некоторые поправки к Закону об АО. Так, исключается правило, согласно которому объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли компании. Вместо этого прописывается, что дата закрытия реестра для получения дивидендов не может быть установлена ранее 10 и позднее 20 дней с даты принятия решения о выплате. Уточнены сроки перечисления дивидендов и проведения внеочередного собрания акционеров.

Кроме того, закрепляется, что при регистрации в ЕГРП не проверяется законность нотариально удостоверенных сделок. Госрегистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится в течение 5 рабочих дней с даты обращения.

Масштабные поправки предусмотрены и в Закон о несостоятельности (банкротстве). В частности, урегулирована процедура банкротства специализированного общества и ипотечного агента.

Изменениями в Закон об исполнительном производстве, помимо прочего, определяются особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на залоговом и номинальном банковских счетах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 25 декабря 2013 г. N 291, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 51 ст. 6699

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2016 г.

base.garant.ru

Секьюритизация кредитного портфеля коммерческого банка, перспективы ее развития в России.

Финансовый сектор России в данный момент переживает существенный рост объемов банковского кредитования. При этом ресурсы, привлеченные на срок свыше трех лет, составляют не более 7-8% банковских пассивов, что обуславливает замедленное развитие долгосрочного кредитования, а особенно ипотеки. Развитие эффективных механизмов рефинансирования кредитов может стать одним из способов преодоления нехватки долгосрочных финансовых ресурсов в составе пассивов российских банков. Секьюритизация – один из таких механизмов.

Секьюритизация в широком смысле представляет собой структурированную сделку, которая преобразовывает потоки будущих платежей в обращающиеся на рынке ценные бумаги. В узком смысле – это выпуск ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов.

Потоки платежей для секьюритизации должны быть, во-первых, отделимыми от инициатора секьюритизации, во-вторых, прогнозируемыми по срокам и объемам, в-третьих, более или менее регулярными и, в-четвертых, однородными, если таких потоков много. Исходя из данных требований, можно сказать, что кредитный портфель банка – идеальный актив для секьюритизации.

Рассмотрим классическую схему секьюритизации портфеля кредитов, то есть схему, в которой имеет место реальная продажа активов банком-оригинатором специально созданному юридическому лицу.

Схема 1. Классическая схема секьюритизации портфеля (пула) кредитов.

При классической секьюритизации первичный кредитор (оригинатор) формирует пул кредитов, однородных по некоторым признакам, и переуступает (продает) его специально созданному юридическому лицу (Special purpose vehicle – SPV), которое финансирует покупку с помощью эмиссии ценных бумаг, обеспеченных будущими платежами по кредитам. Таким образом, оригинатор получает капитал, привлеченный от инвесторов на фондовом рынке. В сделке секьюритизации также участвует обслуживающий агент (servicer), который принимает платежи от должников, ведет работу с теми из них, у которых возникла задолженность по кредиту, а также обращает взыскание на залог по обеспеченным кредитам. За эту работу servicer получает от SPV комиссию. В роли сервисного агента может выступать и сам оригинатор.

SPV обычно создается как бесприбыльная организация, однако, если в процессе его работы прибыль образуется, она передается оригинатору по заранее определенной схеме. В сделках секьюритизации SPV юридически не зависит от оригинатора, и не несет ответственности перед его кредиторами, что обеспечивает независимость выплат по ценным бумагам от финансового состояния оригинатора. Это может способствовать получению выпуском ценных бумаг рейтинга выше рейтинга оригинатора, а иногда даже выше странового рейтинга.

Для защиты интересов инвесторов в сделках секьюритизации также участвуют специальные трасты, которые контролируют распределение денежных потоков от секьюритизируемых активов. Кроме того, может назначаться резервный сервисный агент на случай неисполнения основным сервисным агентом своих обязательств по обслуживанию пула кредитов.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы классической секьюритизации:

1) действительность продажи активов;

2) защищенность специально созданного юридического лица от банкротства;

3) жесткий контроль инвесторов над денежными потоками.

Кроме классической схемы секьюритизации существует также так называемая «синтетическая» секьюритизация, при проведении которой пул кредитов не продается специальному юридическому лицу, а лишь выделяется на балансе банка-оригинатора. При синтетической секьюритизации происходит передача риска, связанного с активом, а не самого актива. Изоляция секьюритизируемых активов от риска банкротства банка-оригинатора в этом случае происходит путем отделения пула кредитов от общей конкурсной массы при банкротстве оригинатора и закрепления в законодательстве первоочередного права держателей ценных бумаг секьюритизации (инвесторов) на данный пул активов по сравнению с другими кредиторами оригинатора.

Положительные моменты, которые влечет за собой секьюритизация для банка-оригинатора:

1) привлечение дополнительного финансирования;

2) улучшение показателей баланса (при классической секьюритизации):

  • повышение доходности на собственный капитал банка при соблюдении требований к достаточности капитала;
  • снятие рисков с баланса банка;
  • перевод долгосрочных кредитов на другое юридическое лицо;
  • 3) диверсификация источников финансирования путем получения доступа к рынкам капитала;

    4) расширение круга потенциальных инвесторов;

    5) снижение стоимости финансирования по сравнению с выпуском обыкновенных облигаций, если кредитное качество секьюритизируемых активов выше кредитного качества баланса банка в целом;

    6) улучшение имиджа банка.

    Преимущества ценных бумаг секьюритизации с точки зрения инвесторов:

    1) ценные бумаги изолированы от риска банкротства первичного кредитора;

    2) снижение информационных издержек (если при приобретении обычных ценных бумаг инвестору необходимо найти и проанализировать информацию о менеджменте компании, перспективах бизнеса и истории, то при покупке ценных бумаг секьюритизации инвестор может ограничиться анализом информации о структуре сделки, о пуле кредитов и об обслуживающих данную сделку лицах);

    3) распыление рисков при объединении небольших по размеру активов в огромный пул;

    4) ценные бумаги, обеспеченные активами, меньше подвержены ценовым колебаниям по сравнению с корпоративными облигациями.

    Вышеназванные преимущества приводят к снижению ставки процента, которую оригинатор платит за привлекаемый капитал.

    Основным недостатком секьюритизации как способа рефинансирования кредитов для банка является сложность организации сделки и, как следствие, ее высокая стоимость. Это обуславливает недоступность секьюритизации для мелких банков и необходимость формирования крупного пула кредитов (более $50-100 млн.) для достижения экономической эффективности сделки. Кроме того, из объективной сложности сделки вытекает ее зависимость от законодательства страны, в которой она осуществляется, что приводит к т.н. «конкуренции юрисдикций». В странах с континентальной системой права проведение секьюритизации, как правило, невозможно без принятия соответствующих законодательных актов.

    Секьюритизация активов была впервые осуществлена в США в 70-е гг. ипотечными банками, которые в тот период времени страдали от острой нехватки средств в связи с жесткой конкуренцией на рынке ипотечных кредитов. При этом для проведения первой сделки в США не понадобилось принимать дополнительных законодательных актов. Сейчас по модели секьюритизации, когда капитал фактически является оборотным, работают большинство американских ипотечных банков.

    Таким образом, первыми в истории были секьюритизированы наиболее надежные кредиты – ипотечные, позднее такой механизм рефинансирования был распространен и на все остальные виды кредитов, а в настоящее время применяется для всевозможных более или менее регулярных будущих платежей.

    Секьюритизация кредитных портфелей коммерческих банков в России началась в 2005 году. Сделки по выпуску обеспеченных ценных бумаг российскими банками до 2005 года нельзя назвать традиционной секьюритизацией, так как не были соблюдены основные принципы.

    Первым в 2005 году провел секьюритизацию банк «Союз». Он секьюритизировал портфель автокредитов, выданных в долларах США на покупку новых иномарок в Москве и Московской области через зарегистрированное в Нидерландах специальное юридическое лицо – Russian Auto Loans Finance B.V. Сумма размещенных ценных бумаг составила 50 млн. долл. Создание резервного фонда в размере 750 тыс. долл. и назначение банка «Русский стандарт» резервным сервисным агентом, позволили выпущенным еврооблигациям получить рейтинг Baa3 (по шкале Moody’s), а купонный доход составил LIBOR+1,75%. Такие условия привлечения капитала, безусловно, были бы недоступны банку при обычном выпуске облигаций.

    Позже были проведены две сделки по секьюритизации потребительских кредитов банками «Home Credit & Finance Bank» и «Русский стандарт», выпуски ценных бумаг в рамках которых получили рейтинги выше рейтингов оригинаторов.

    Секьюритизация в России началась не с ипотечных кредитов, традиционно являющихся наиболее надежными и подходящими для подобной сделки, из-за существенных недоработок в законодательстве. Только в 2006 году Внешторгбанк стал первым банком в России, который секьюритизировал ипотечные кредиты, его примеру в том же году последовал «Городской ипотечный банк». Таким образом, закон «Об ипотечных ценных бумагах» заработал лишь через 3 года после его принятия.

    Необходимо отметить, что секьюритизация кредитных портфелей российскими банками до конца 2006 года проводилась исключительно в иностранной валюте через оффшорные SPV. Такая секьюритизация подходит лишь для привлечения финансирования под валютные активы. При этом уже давно у российских банков созрела потребность секьюритизировать рублевые кредиты внутри страны, что опять же из-за законодательных проблем практически невозможно. Только в конце 2006 года банком «Совфинтрейд» была проведена первая сделка по секьюритизации ипотечных кредитов внутри страны. «Совфинтрейд» является дочерним по отношению к «Газпромбанку», который и выступал сервисером в данной сделке. Многие эксперты говорят, что цель этой сделки была скорее политическая – показать, что секьюритизация внутри страны возможна. Недоработки в законодательстве по-прежнему делают этот способ рефинансирования кредитов малоэффективным при реализации его внутри страны.

    Если секьюритизация ипотечных кредитов внутри страны, как показал пример «Газпромбанка», теоретически может быть произведена, то секьюритизировать таким образом неипотечные кредиты без принятия новых законодательных актов невозможно.

    Таким образом, основными проблемами в развитии секьюритизации в России являются законодательные. Для их решения был составлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования секьюритизации финансовых активов), который должен решить следующие вопросы:

    1) расширение перечня прав требований, которые могут уступаться;
    2) определение организационно-правовой формы SPV;
    3) введение нового способа обеспечения обязательств;
    4) отмену лицензирования SPV;
    5) установление порядка налогообложения сделок по секьюритизации активов;
    6) определение особенностей процедуры банкротства юридических лиц, участвующих в процессе секьюритизации;
    7) установление особенностей валютного регулирования сделок по секьюритизации;
    8) установление возможности залога прав требований для обеспечения ценных бумаг при секьюритизации;
    9) определение функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию и государственному контролю на рынке ценных бумаг, выпущенных в процессе секьюритизации.

    Кроме законодательных условий, развитие секьюритизации в России сдерживают другие проблемы, в том числе экономического характера, большинство из которых связаны с молодостью российского рынка, такие как:

    • недостаточное развитие крупных институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов), которые обычно являются целевыми группами при размещении ценных бумаг секьюритизации;
    • неготовность российских инвесторов к новым инструментам;
    • короткая кредитная история России и российских банков;
    • отсутствие статистики по досрочным погашениям;
    • отсутствие судебной практики реализации залогов.
    • Перспективы развития российского рынка секьюритизации кредитов, в первую очередь, будут зависеть от решения законодательных проблем.

      22 марта 2007 года Агентство по ипотечному жилищному кредитованию направило в Федеральную службу по финансовым рынкам проспект эмиссии рублевых облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами. Результаты размещения облигаций АИЖК должны установить ориентир для дальнейших аналогичных размещений внутри страны.

      Что же касается секьюритизации кредитов российскими банками за рубежом, то в 2007 году ожидается бум подобных операций, и уже сейчас в прессе появляются сообщения о том, что такие банки, как «Юниаструм Банк», «КИТ Финанс», «ДельтаКредит», «Русский Стандарт», «Москоммерцбанк», «БИНБАНК», «Собинбанк», планируют провести сделку секьюритизации кредитного портфеля в 2007 году.

      www.career-st.ru

      Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 2018

      Закон о воинской обязанности в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

      Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

      Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

      Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

      Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

      Так, например, Закон о воинской обязанности не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

      Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

      Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) регулирует вопросы воинского учёта, призыва на военную службу, обязательной подготовке к военной службе, призыв на военные сборы, а также все вопросы, связанные с прохождением военной службы по призыву.

      Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет порядок постановки на воинский учёт и снятие с учёта, а также обязанности граждан Российской Федерации по воинскому учёту. Федеральный закон регулирует порядок призыва на военную службу, поступление на военную службу по контракту, общие положения и порядок увольнения с военной службы.

      Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает обязательную подготовку каждого гражданина к военной службе, которая включает военно-патриотическое воспитание, получение начальных знаний в области обороны, подготовку в общеобразовательных учреждениях (уроки НВП), подготовку офицерского состава на военных кафедрах в высших учебных заведениях, подготовку военнослужащих по военно-учётным специальностям по направлению военных комиссариатов.

      Федеральный закон устанавливает правила призыва на военную службу и обязанности граждан, подлежащих призыву, а также перечень причин освобождения от призыва и категории граждан, не подлежащих призыву на военную службу.

      dogovor-urist.ru

      Рубрики журнала

      Курсы валют

      Виды секьюритизации активов и схема сделки

      Секьюритизацией называют один из финансовых инструментов, означающий, что средства привлекаются за счет выпуска ценных бумаг, которые обеспечены активами, являющимися источниками стабильных денежных потоков. К примеру — портфелем ипотечных займов, коммерческой недвижимостью, автокредитованием и так далее.

      Cущность и функции

      Данный термин можно перевести с английского языка не только как «безопасность», но и как «ценные бумаги». Оба перевода отражают его суть.

      Данный процесс, применимый к финансовым средствам – это своеобразная страховка интересов кредитных организаций, а также способ, позволяющий оживить рынок.

      Функции секьюритизации выглядят следующим образом:

      • Способ получения дополнительной прибыли для крупных предприятий.
      • Возможность снизить стоимость займов и уменьшить размер первого взноса. Следовательно, ипотека становиться более доступным и выгодным банковским продуктом для среднестатистического потребителя.
      • Банки существенно расширяют круг получателей займов, то есть число заемщиков потенциально больше. Наравне с банковскими организациями в выигрыше остаются компании, занимающиеся строительством и продажей недвижимости.
      • Перепродавая иностранным инвесторам ценные бумаги или другими словами, обязательства по долгам, можно в кризисные периоды избежать значительных потерь для страны, так как их возлагают на себя покупатели. Примером служит 2008 год, когда в США вырос объем выпуска ценных бумаг, малообеспеченных ипотечными займами. Тогда груз потерь взяли на себя заграничные плательщики налогов. В этом случае наблюдался выход кризисной ситуации за пределы государства.

      Что говорит закон о секьюритизации активов?

      Потребность в обеспечении привлекаемых средств активами за счет выпуска ценных бумаг для российских банков обусловлена рядом причин:

    • Во-первых, необходимость в обеспечении прибыльных и низко рискованных операций (в конце 90-х годов инструменты, гарантирующие получение сверхприбыли были исчерпаны).
    • Во-вторых, требования Центробанка России касательно российских банков ужесточились, а точнее — спрос относительно размера их капитала и уровня риска невозврата, что заставило банкиров проводить более активную политику в этом направлении.
    • Развивающаяся на тот момент в России кредитная система и рынок, специализирующийся на ценных бумагах, явились предпосылками для того, чтобы коммерческие банки стали искать, как пути минимизации риска, так и пути, позволяющие получать дополнительные финансовые средства. В этом вопросе помог опыт секьюризации в зарубежных странах.

      Россия точно также стала опираться в этом процессе на ипотеку. И банкам, и народному хозяйству страны важно развитие ипотечного кредитования, но также важно снизить риски по данному виду кредитования. Осуществление же секьюризации решает проблему с привлечением финансов для выдачи ипотеки и сокращает риски от невозвращения денег.

      Какие же в России были предприняты шаги для развития секьюритизации?

      Прежде всего, создано Агентство, занимающееся жилищным кредитованием (1998 год). Таким образом, банковские организации выдают займы, после чего АИЖК выкупает их, выплачивая банкам вознаграждение. В 2003 году состоялось принятие Закона, регламентирующего все действия, относящиеся к ипотечным ценным бумагам.

      В дальнейшем принимались неоднократные поправки к нему, где четко определялась та деятельность, которая должна выполняться секьюритизационными структурами (банками-кредиторами, банками-организаторами, специальными агента по ипотекам, страховыми компаниями и рейтинговыми агентствам).

      Последние изменения в Федеральном законе России (№ 379 21.12.2013) коснулись условий проведения секьюритизации, осуществляемой на рынке российского капитала:

    • Определен порядок, которого должны придерживаться нотариусы, регистрируя уведомление о залоге. Зафиксировано содержание данного документа и особенности его регистрации.
    • Получил уточнение предмет залога по облигациям, дано четкое определение особенностям профессиональной занятости, связанной с ведением счетов инвестиционного типа.
    • Законодательно состоялось введение такого понятия как «специализированное общество», прописаны четкие рекомендации, связанные с его созданием, реорганизацией и ликвидацией.
    • Кредитным организациям вменяется в обязанность открывать доступ к информации об уступке финансовых требований агенту, занимающемуся ипотеками, а также специализированному обществу (содержание такой информации, сроки и порядок ее раскрытия будут установлены в нормативных актах Банка России).
    • Гражданский кодекс РФ обогатился новыми видами договоров – «договором о номинальном счете» и «договором о счете эскроу».
    • До начала 2018 года все нотариусы (государственные и частные), должны начать регистрировать свои действия с помощью электронной формы – реестра, фиксирующего действия нотариуса в единой системе нотариата.
    • Дата вступления закона в силу – 01.07.2017 год. Вышеперечисленные поправки должны положительно отразиться на российском рынке финансов и открыть новые перспективы для привлечения финансовых средств.

      Основные виды

    • Проводимая с банковскими активами – выполняются либо по средствам эмиссии, связанной с ценными бумагами, либо путем привлечения кредита, а форма процесса может носить синтетический или традиционный характер;
    • Проводимая с небанковскими активами – осуществляется с помощью кредитных средств или за счет финансов, поступающих с фондового рынка.
    • Что значит синтетическая форма секьюритизации? Активы не покидают баланс банка, его ликвидность не повышается, общехозяйственные риски не отделяются от рисков, присущих сбережениям и многое другое. Эту форму используют как способ, позволяющий управлять финансовыми средствами. Страхуя кредитные риски, банкиры могут управлять резервированием банковского капитала.

      Что значит классическая форма секьюритизации? Активы покидают баланс банка, то есть происходит их отчуждение, что приводит к возрастанию балансовой ликвидности и привлечению дополнительных финансов за счет обособления активов и соответствия как входящих, так и исходящих (оплата за выпущенные ценные бумаги) финансовых потоков.

      Схема секьюритизации финансовых активов

      • Первая схема имеет отношение к кредитной секьюритизации. Хотя кредит выдается в разных видах и формах, но банки заинтересованы секьюритизировать именно ипотечный портфель. Прибыль по ним не очень высока, но стабильна.
      • Банку выгодно выдать как можно больше таких займов, но заемщик получает не деньги, а вексель, обеспеченный банковским активом, на основании которого и проводиться оплата долга.

        Данная бумага имеет ценность, и кредитор вправе требовать по ней погашения займа.

      • Вторая схема этого процесса такова. Успешная, крупная компания выполняет вывод определенной части активов со своего баланса и помещает их на баланс другой компании, специально для этого созданной.
      • Далее новая фирма осуществляет выпуск и продажу акций, а активы выступают их обеспечением. Затем материнское предприятие получает от своей правопреемницы прибыль, полученную от оборота выведенных средств, что позволяет ей снизить риски от работы с ними.

        crediti-bez-problem.ru

        Проект федерального закона «о секьюритизации» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

        Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы —

        Проект − внесен депутатом Государственной Думы А..Г. Аксаковым Настоящий законопроект разработан в целях формирования правовой базы для секьюритизации по российскому праву. Законопроект подготовлен на основе действующего законодательства РФ с учетом мирового опыта создания условий для секьюритизации, в особенности стран с развитыми финансовыми рынками. В представленном законопроекте предлагается ряд нововведений.

        Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы —

        Текст научной работы на тему «Проект федерального закона «о секьюритизации»»

        НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

        ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ»

        Проект внесен депутатом ГосударственнойДумыА.Г. Аксаковым

        Настоящий законопроект был разработан в целях формирования правовой базы для секьюри-тизации по российскому праву. Законопроект подготовлен на основе действующего законодательства РФ с учетом мирового опыта создания условий для секьюритизации, в особенности стран с развитыми финансовыми рынками.

        В представленном законопроекте предлагаются следующие нововведения.

        Введение на уровне закона определения секьюритизации необходимо для его дальнейшего использования в законодательстве о ценных бумагах, в частности в правовых актах, регламентирующих процедуры выпуска ценных бумаг, и правилах раскрытия информации о ценных бумагах. С этой же целью в законопроект включены определения оригинатора, спонсора и специализированного финансового общества (далее — СФО).

        В определении даны следующие ключевые признаки секьюритизации: а) принятие специализированным финансовым обществом на себя рисков, связанных с определенным активом или деятельностью третьих лиц; б) выпуск ценных бумаг, поступления по которым являются производными от соответствующего актива или деятельности. Сходные определения секьюритизации содержатся в законодательстве Люксембурга, Индии и Сингапура.

        Принятие СФО на себя рисков может выражаться в приобретении соответствующего актива (например, прав требований по ипотечному кредиту) или в принятии на себя по договору кредитного дефолтного свопа риска наступления негативных событий в отношении определенного финансового актива. Кроме того, СФО может принять на себя риски, связанные с бизнесом определенной

        компании. Таким образом, предлагаемое определение охватывает традиционную секьюритизацию с передачей финансовых активов, синтетическую секьюритизацию и секьюритизацию бизнеса.

        Завершающей стадией процесса секьюритизации является выпуск СФО ценных бумаг, которые обеспечены финансовыми активами (правом собственности СФО, правом залога или иными правами), доходом от бизнеса, или поступления по которым зависят от наступления определенного события. На основе предлагаемого определения в законодательство о ценных бумагах можно будет внести изменения, касающиеся правил выпуска СФО ценных бумаг, обеспеченных финансовыми активами, обеспеченных доходами от бизнеса, а также ценных бумаг, исполнение по которым зависит от кредитного риска определенного финансового актива.

        Специализированное финансовое общество

        Специализированное финансовое общество используется в секьюритизации для обособления секьюритизируемых финансовых активов и (или) рисков, которые с ними связаны. Обособление финансовых активов и рисков необходимо, чтобы доход по выпускаемым СФО ценным бумагам зависел от ограниченного количества факторов. Обособление активов и рисков облегчает оценку риска инвестирования в выпускаемые СФО ценные бумаги и снижает стоимость привлечения финансирования для спонсора.

        В мировой практике для обособления финансовых активов в рамках секьюритизации используют юридическое лицо, отвечающее определенным требованиям, траст и фонд. В российской практике предлагается использовать юридическое лицо в форме хозяйственного общества. Такой подход использован в Федеральном законе от 11.11.2003 №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» в отно-

        шении ипотечного агента. Целью настоящего законопроекта является введение общих требований к СФО при секьюритизации финансовых активов любого вида.

        Для надежного обособления финансовых активов и связанных с ними рисков СФО должно соответствовать следующим требованиям:

        1. Исключительный предмет деятельности (секъюритизация). Это позволяет устранить возможность предъявления к СФО требований со стороны лиц, которые не вовлечены в процесс секьюритизации. В законопроекте данный вопрос решается путем возможности предусмотреть в уставе хозяйственного общества исключительный предмет деятельности.

        2. Ограниченный круг потенциальных кредиторов, требования которых к СФО подлежат первоочередному удовлетворению по сравнению с требованиями кредиторов СФО по секьюритизации (т. е. по сравнению с требованиями владельцев ценных бумаг, депозитария ценных бумаг, сервисного агента и др.). Чем меньше кредиторов, требования которых удовлетворяются в более раннюю очередь по сравнению с требованиями владельцев облигаций СФО, тем выше будет стоимость облигаций СФО. В законопроекте данный вопрос решен путем установления правила о том, что СФО не может являться участником трудовых отношений, соответственно работники не могут являться потенциальными кредиторами в случае введения процедур банкротства в отношении СФО.

        3. Независимость СФО от спонсора и оригина-тора. СФО используется в секьюритизации для обособления финансового актива, служащего обеспечением по выпускаемым СФО облигациям, и для перечисления владельцам облигаций поступлений по таким активам. Для предотвращения потенциального конфликта интересов владельцев облигаций и спонсора (оригинатора) предлагается ввести запрет на участие в уставном капитале СФО спонсора, оригинатора и их аффилированных лиц.

        4. Упрощенная структура органов управления СФО дает владельцам облигаций возможность оценить риски, связанные с принятием данными органами решений, которые могут противоречить положениям устава СФО или решениям о выпуске облигаций. Упрощенная структура органов управления позволяет передать права, связанные с участием в уставном капитале СФО, независимому лицу, а также назначить независимое лицо в качестве управляющей компании СФО, что позволит снизить риск принятия органами управления СФО не благоприятного для владельцев облигаций решения. В законопроекте предлагается ввести ограничения в отношении учредителей и

        участников СФО, установить правило о том, что в СФО совет директоров не избирается, коллегиальный исполнительный орган не формируется, а функции единоличного исполнительного органа выполняет независимая от оригинатора и спонсора управляющая компания.

        5. Ограничение ответственности по совершаемым сделкам. Назначение СФО состоит в принятии на себя обязательств только в рамках секьюритизации. Поэтому необходимо ограничить ответственность СФО по сделкам, которые с секьюрити-зацией не связаны. Для этого предлагается ввести правило о том, что если управляющая компания СФО заключает сделку, которая не входит в исключительный предмет деятельности СФО, права и обязанности по такой сделке возникают у самой управляющей компании. Кроме того, предлагается ввести в качестве обязательного элемента наименования СФО словосочетание «специализированное финансовое общество» и запретить иным юридическим лицам, не являющимся СФО, использовать такое словосочетание в своем наименовании (по аналогии с ипотечным агентом). Это облегчит процесс доказывания недействительности сделки, выходящей за пределы правоспособности СФО (ст. 173и 174 Гражданского кодекса РФ).

        6. Ограничение выплат акционерам. Выплаты акционерам могут привести к уменьшению количества и стоимости имущества, за счет которого осуществляются выплаты владельцам облигаций СФО. В законопроекте предлагается ввести запрет на выплату дивидендов и распределение чистой прибыли в пользу владельцев акций или долей участия в уставном капитале СФО до полного исполнения обязательств СФО перед владельцами облигаций.

        7. Ограничение возможности реорганизации и ликвидации. Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств СФО по ценным бумагам эмитент должен существовать вплоть до момента полного исполнения всех своих обязательств по ценным бумагам. Реорганизация специализированного финансового общества может привести к отчуждению активов, которые обеспечивают исполнение обязательств по выпускаемым обществом ценным бумагам. В результате этого требования владельцев ценных бумаг к обществу могут стать менее приоритетными, чем требования иных кредиторов общества в случае его банкротства. Кроме того, отчуждение обществом секьюритизируемых активов путем реорганизации может привести к утрате источника выплат по выпущенным обществом ценным бумагам. Соответственно в законопроекте предлагается ограничить возможность СФО инициировать процедуру своей реорганизации

        или ликвидации. Ликвидация или реорганизация СФО допускается, только когда получено соответствующее одобрение общего собрания владельцев облигаций СФО, когда выпуск облигаций признан несостоявшимся или недействительным (при отсутствии других размещенных выпусков облигаций) и когда СФО исполнило обязательства по всем облигациям, которые оно разместило.

        8. Ограничение возможности введения в отношении СФО процедуры банкротства. Введение процедуры банкротства в отношении СФО может привести к тому, что обязательства по облигациям СФО не будут выполнены в полном объеме. Для предотвращения данной ситуации в законопроекте предлагается ограничить круг лиц, которые вправе подавать в Арбитражный суд заявление о признании СФО банкротом. Само СФО лишается права подавать заявление о добровольном банкротстве. У кредиторов СФО, в том числе у владельцев облигаций СФО появляется возможность принять на себя обязательство не подавать в Арбитражный суд заявления о банкротстве СФО иначе как в случаях, предусмотренных в решении о выпуске облигаций СФО. Аналогичный подход содержится в англоамериканском общем праве, в законодательстве Италии и Люксембурга.

        Ограничение возможности оспаривания

        сделки по передаче активов СФО

        Признание сделки по передаче СФО секью-ритизируемых активов может привести к тому, что у СФО не останется имущества, за счет которого осуществляются выплаты владельцам облигаций СФО. Риск оспаривания сделки по передаче активов СФО является наиболее существенным в рамках секьюритизации, поэтому в законопроекте предлагается ряд новых правил для его устранения. К таким правилам относится действительность уступки, несмотря надоговорные ограничения на ее совершение.

        Для широкого использования секьюритизации необходимо, чтобы сделка по передаче СФО активов (таких как права требования по договору) сохраняла юридическую силу, даже если в договоре между должником и первоначальным кредитором содержится запрет или ограничение уступки прав по договору. Аналогичный подход содержится в Конвенции Организации Объединенных Наций об уступке дебиторской задолженности в международной торговле, Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу) и Единообразном торговом кодексе США. В то же время в законопроекте предлагаются правила, наделяющие должника средствами правовой защиты против первоначального кредитора в случае нарушения последним запрета уступки прав требования.

        Регулирование сервисного обслуживания секьюритизируемых активов Деятельность сервисного агента имеет большое значение в рамках секьюритизации финансовых активов. Сервисный агент осуществляет сбор поступлений по секьюритизированным активам и перечисляет их на счет СФО, осуществляет взыскание задолженности с должников по секьюритизированным активам, атакже общее взаимодействие и урегулирование разногласий с должниками. Перерыв в осуществлении сервисным агентом сервисного обслуживания секьюритизированных активов может привести к просрочке в осуществлении выплат по облигациям СФО. Для снижения риска перерыва в сервисном обслуживании в законопроекте вводятся следующие правила:

        1. СФО может в любой момент передать полномочия сервисного агента другому лицу.

        2. Сервисный агент не вправе в одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по сервисному обслуживанию.

        3. В случаях, предусмотренных в договоре о сервисном обслуживании, сервисный агент обязан передать всю документацию и информацию, относящуюся к активам, в отношении которых он осуществляет сервисное обслуживание, лицу, указанному в договоре, или лицу, указанному СФО. Данное правило сохраняет силу и в случае банкротства сервисного агента при этом обязанность по передаче документов и информации возлагается на временную администрацию сервисного агента.

        Предлагаемые правила позволяют минимизировать перерывы в сервисном обслуживании активов СФО в случае нарушения договора о сервисном обслуживании со стороны сервисного агента, банкротства сервисного агента или наступления иных неблагоприятных обстоятельств. Защита денежного потока по секьюритизируемым активам С момента размещения и до погашения облигаций СФО владельцам облигаций производятся выплаты за счет активов, служащих обеспечением по облигациям. Перед тем как денежные средства перечисляются владельцам облигаций СФО, они перечисляются должниками на счет сервисного агента. При этом возникает риск смешения поступлений по секьюритизированным активам и остальных денежных средств сервисного агента. Данный риск проявляет себя в случае банкротства сервисного агента, когда поступления по секьюритизированным активам включаются в конкурсную массу должника. Для устранения данного риска в законопроекте предусмотрены правила, дающие возможность сервисному агенту открывать номинальный банковский счет в пользу СФО и все

        поступления по секьюритизированным активам зачислять на такой счет. На денежные средства, которые находятся на номинальном банковском счете, не может быть обращено взыскания по обязательствам владельца счета (сервисного агента). Денежные средства на номинальном банковском счете не принадлежат владельцу счета и не включаются в его конкурсную массу в случае банкротства. Кроме того, устанавливается запрет должнику совершать в рамках процедур банкротства отказ от исполнения договоров и иных сделок, права (требования) по которым переданы СФО. Обеспечение субординации требований кредиторов по облигациям СФО Субординация требований кредиторов по облигациям СФО необходима для наделения траншей облигаций различными степенями риска инвестирования (что в свою очередь влияет на стоимость и доходность облигаций разных траншей). Субординация требований кредиторов в рамках секьюритизации обычно осуществляется следующим образом: выплаты по ценным бумагам производятся владельцам облигаций старшего транша, затем, после того как выплаты по старшему траншу произведены в полном объеме, выплаты производятся владельцам облигаций остальных траншей в порядке очередности. Вознаграждения и иные выплаты сервисному агенту, управляющей компании СФО, фондовой бирже производятся в полном объеме до начала выплат владельцам облигаций СФО.

        Таким образом, в случае, когда поступлений по активам, обеспечивающим облигации СФО, недостаточно для выполнения всех обязательств СФО по облигациям, наибольший риск среди

        владельцев облигаций СФО несут владельцы облигаций младших траншей, а наименьший риск несут владельцы облигаций старших траншей, что позволяет расширить базу инвесторов в облигации СФО в соответствии с их предпочтениями в отношении инвестиционного риска.

        В законопроекте правила о субординации предусматривают возможность установить очередность выплат по облигациям СФО в решении о выпуске облигаций. В законодательство о банкротстве вносятся изменения, согласно которым требования кредиторов по облигациям СФО удовлетворяются в порядке, указанном в решении о выпуске, после удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

        Введение возможности установления

        субординации требований кредиторов

        на основании договора

        В сделках секьюритизации во многих случаях спонсор или иное лицо предоставляет СФО кредит, который используется для покрытия кассовых разрывов при осуществлении выплат по облигациям СФО в случае недостаточности поступлений по секьюритизируемым активам в определенный процентный период. Права кредитора по такому кредиту оформляются как субординированные по отношению к правам владельцев облигаций СФО, т. е. платежи по кредиту осуществляются только после полного удовлетворения требований владельцев облигаций, в том числе в рамках процедуры банкротства СФО. В законопроекте предлагаются изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые позволяют предоставлять СФО субординированный кредит по российскому праву.

        cyberleninka.ru