Основные правила риторик

Основные правила риторик

35. Основные правила ведения спора

Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает эффективность выступления, способствует успеху в дискуссии и полемике. К перечню правил следует отнести:

1) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью;

2) умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным;

3) умение четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание. Мнения участников спора могут быть абсолютно различны, но их должна объединять цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и достичь истины;

4) правильное использование понятий. Необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, и термины, их обозначающие. Чтобы все участники полемики одинаково понимали употребляемые понятия, целесообразно в начале спора уточнить значение основных слов, исключить их многозначность в рамках дискуссии;

5) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;

6) умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое. Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»;

7) умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения;

8) умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. В этой ситуации полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы. Кроме того, необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.

www.tinlib.ru

35. Основные правила ведения спора

Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает эффективность выступления, способствует успеху в дискуссии и полемике. К перечню правил следует отнести:

1) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью;

2) умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным;

3) умение четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание. Мнения участников спора могут быть абсолютно различны, но их должна объединять цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и достичь истины;

4) правильное использование понятий. Необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, и термины, их обозначающие. Чтобы все участники полемики одинаково понимали употребляемые понятия, целесообразно в начале спора уточнить значение основных слов, исключить их многозначность в рамках дискуссии;

5) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;

6) умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое. Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»;

7) умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения;

8) умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. В этой ситуации полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы. Кроме того, необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.

info.wikireading.ru

Топ самых лучших учебников по риторике

Риторика – филологическая наука об искусстве речи. Многие думают, что ораторское искусство связано только с выступлениями влиятельных личностей, политиков и т. д. Но это не так. Общая тренировка и обучение этикету, речевой коммуникации с помощью теоретических занятий и упражнений будет полезна для любого.

Кто такой оратор

Дополнительно развивать этикет и красноречие следует в том случае, если вы часто выступаете перед группами людей по работе или учебе. Речь оратора подразумевает под собой монолог, направленный на внушение информации слушателю. Чем точнее отработан процесс воздействия на аудиторию, тем лучше человек соблюдает нормы ораторского искусства и оптимизирует общение с публикой.

Изучая красноречие, мы учимся речевым нормам, секретам убеждения людей, правильной организации информации.

Рассмотрим навыки, которыми должен обладать оратор:

  • Начитанность – незаменимое качество оратора, который обладает грамотной речью и ясно выражает свои мысли.
  • Четкое проговаривание слов, владение дикцией при общении с аудиторией.
  • Оратор должен иметь громкий, правильно поставленный голос.
  • Знать, как справиться с волнением. Оратор умеет контролировать страх перед публичными выступлениями.
  • Речевая импровизация. Оратор знает, как ответить на каверзные вопросы, где сделать акцент в речи для лучшего восприятия информации и т. д.
  • Как и где обучают риторике

    Составляющим ораторского искусства можно научиться самостоятельно. Для этого важно регулярно отрабатывать полученные знания на практике, критично оценивать себя и других, когда дело касается публичных выступлений. Вы можете начать обучение культуре речи следующим образом:

  • Записаться на специальные курсы ораторского мастерства. Для организации обучения детей и развития их речевой коммуникации подойдет школа риторики.
  • Найти в интернете видео-лекции или онлайн уроки риторики. Так вы потратите на обучение меньше всего затрат как материальных, так и временных.
  • С помощью специальной литературы.
  • Основы красноречия часто преподают в вузах на филологических специальностях, так что если есть возможность, и вы намереваетесь прослушать курс по этому предмету обязательно сделайте это.

    Риторика: учебное пособие для самостоятельного обучения

    Самостоятельное обучение предполагает приобретение специализированной литературы. Поскольку ораторское искусство состоит из множества аспектов, учитывайте тот факт, что при выборе книги один учебник риторики может содержать язык делового общения, этикет, а в другом будет тренировка практических навыков. Предлагаем вам список удачных пособий для изучения ораторского мастерства в домашних условиях:

    «Общая риторика», Кошанский Н.Ф. 1829 г.

    «Общая риторика» — один из самых первых трудов по данной науке, который написал профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. В своей книге он развивает предмет общей и частной риторики, систему правил образования речи, описывает различные стилистические композиционные формы. К частной риторике относят виды словесности и их взаимодействие. Общая риторика – основные правила словесности. Кошанский поделил книгу на три раздела:

  • Изобретение – раздел, где Кошанский объясняет, как понять предмет, который таит в себе источник информации, мысли. Чтобы донести это до читателя, он рассказывает про «источники изобретения», которые описывают мыслительный процесс мозга.
  • Расположение – часть книги, которая учит правильно формировать структуру сочинения или речи оратора. Главная идея раздела – обучение кратко и естественно излагать свои мысли.
  • Выражение мыслей – раздел направленный на отработку умений, связанных с правильным изложением идей на бумаге и вслух.
  • Кошанский использовал простой язык, с минимальным содержанием воды для того, чтобы создать общение с читателем «на равных».

    «Теория риторики», Рождественский Ю.В. 1997 г.

    В своей книге автор призывает читателя к осмыслению современных проблем риторики, затрагивает аспекты развития средств передачи информации, акцентирует внимание на теории языка делового общения. Этикет и культура поведения делового человека – основополагающая теория книги. Рождественский исследует общение при помощи устной и письменной речи, электронных коммуникаций, преподносит материал в развернутой форме. Читатель знакомится с традицией российской и европейской риторики, их особенностями и отличиями. Пристальное внимание автор уделяет теории развития изучения русского языка.

    Кохтев Н.Н. «Риторика» – 1994 г.

    Информативное учебное пособие, в котором описываются приемы успешного публичного выступления, применение других составляющих ораторского искусства на практике. Лаконично описанная история риторики, на основе высказываний и опыте публичных деятелей, поможет читателю глубже проникнуться речевой культурой, а специальные упражнения закрепят полученные в теоретической части навыки.

    «Педагогическая риторика в вопросах и ответах», Ипполитова Н.А. 2011 г.

    Педагогическая риторика – ораторское искусство и культура речи, применяемые в педагогике. Она включает в себя особенности педагогического общения, коммуникационных связей. Ипполитова в данном учебнике рассказывает о практическом применении речевой культуры, акцентирует внимание на основных понятиях профессиональной педагогической риторики, выделяет специфику профессионального красноречия.

    «Риторика», Кузнецов И.Н. 2013 г.

    В своей книге Кузнецов подробно останавливается на проблемах ораторского искусства и красноречия. Содержательны разделы по подготовке к публичным выступлениям, по ведению полемики. Учебник вобрал традиции западной школы риторики, современные аспекты развития ораторского искусства. Пособие содержит общие практические советы по разрешению речевых проблем. Подойдет для студентов, преподавателей вузов и для самостоятельного изучения ораторского искусства.

    Пособия по риторике для учащихся

    Если вы студент образовательного учреждения вне зависимости от вашей специальности, и хотите изучить этикет, основы культуры речи, то предлагаем вам список специальной учебной литературы для студентов:

    «Риторика и культура речи», Павлова Л.Г., Введенская Л.А. 2012 г.

    Учебник по изучению ораторского искусства и основ полемики для студентов вузов, учащихся школ. В наибольшей степени Павлова и Веденская акцентируют внимание на культуре речи, подготовке оратора к выступлениям на публике, умении поддержания диалога. Пособие может применяться при обучении на курсах повышении квалификации. Предназначено для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в тонкостях ораторского мастерства, быть убедительным и уверенным в себе выступающим.

    «Риторика. Тренировка речи с упражнениями», Леммерман Хайнц 1986 г.

    Учебник профессора Бременского университета, который дважды издавался в Германии. В этой книге помимо теоретических навыков, развернуто представлена и практическая сторона ораторского искусства. Особенность пособия – изложение трудного для восприятия материала простым языком без лишней воды. После прочтения вы узнаете, как правильно дискутировать, освоите основные правила и особенности ораторского искусства. Хайнц Леммерман ориентировал авторский курс на учащихся, стремящихся улучшить свои речевые навыки.

    «Практическая риторика», Стернин И.А. 2008 г.

    В своей книге Стернин собрал объяснения правил, понятий, приемов риторики, практических упражнений для отработки усвоенного материала. Основное внимание в этом учебнике уделено публичным выступлениям, от аспекта в какую позу встать до поэтапного разбора структуры выступления, и детальной проработкой каждой части. Учебное пособие подойдет для учащихся вузов и колледжей, а также специалистов, который хотят освежить знания по навыкам публичной речи.

    «Искусство риторики. Пособие по красноречию», Голуб И.Б. 2005 г.

    Эта книга предназначена для тех, кто хочет повысить уровень культурной речи. Доступным языком Ирина Голуб рассказывает читателю о тонкостях красноречия, даёт советы по развитию точной и выразительной речи, предупреждает возникновение распространенных логических и стилистических ошибок. Пособие рассчитано для учеников старших классов, студентов гуманитарных специальностей.

    «Риторика: Теория и практика речевой коммуникации», Зарецкая Е.Н. 2002 г.

    Доктор филологических наук Зарецкая Е.Н. разработала данный учебник для ведения авторского курса в МГУ. В нем рассматривается процесс речевой коммуникации, важность ораторского искусства, как основы человеческого общения.

    Схема коммуникации Зарецкой – важная составляющая учебника. Её применение определяет успешное построение каналов коммуникации в организации, вследствие чего схема получила большое распространение в корпоративном этикете. Она включает в себя следующие основные элементы: сообщение, отправитель, адресат. Помимо филологических специальностей, учебник рассчитан также на юристов и преподавателей.

    «Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет», Колтунова М.В. 2000 г.

    Первое систематизированное пособие по риторике. Колтунова сделала акцент на применении культуры ораторского искусства, а также на раздел риторики «деловое общение». Обучение основывается на ряде вопросов: как писать деловые письма, как составлять резюме, доклады, приказы; как вести себя на переговорах и других публичных встречах. В книге на каждый теоретический блок много жизненных примеров и упражнений для самоконтроля. Целевая аудитория пособия – учащиеся на управленческих специальностях.

    При выборе книги обратите внимание на язык написания, и если в ней много непонятных научных определений, то не тратьте своего времени зря и поищите другое пособие. Приложив в процесс изучения материала усилие, через некоторое время вы улучшите навыки речевой коммуникации и ораторского мастерства.
    » alt=»»>

    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. «Флинта», «Наука» . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

    Смотреть что такое «Риторика» в других словарях:

    РИТОРИКА — (греч. rhetorike) 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля … Большой Энциклопедический словарь

    РИТОРИКА — (от греч. rhetorike) ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя… … Философская энциклопедия

    риторика — См … Словарь синонимов

    Риторика — Риторика ♦ Rhétorique Искусство дискурса (в отличие от красноречия как искусства речи), направленного на убеждение. Риторика подчиняет форму со всеми ее возможностями убеждения содержанию, то есть мысли. Например, такие формы, как хиазм… … Философский словарь Спонвиля

    РИТОРИКА — (греческое rhetorike), 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях высоком, среднем, низком и о 3 средствах возвышения… … Современная энциклопедия

    РИТОРИКА — (rhetoric) Использование убеждающей силы слова. До XVIII в. риторика была одним из главных предметов в европейских университетах наряду с теологией, естественными и духовными науками и правом. Впоследствии, с развитием эмпирических и… … Политология. Словарь.

    Риторика — (греческое rhetorike), 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях высоком, среднем, низком и о 3 средствах возвышения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Риторика — (иноск.) краснорѣчіе (собств. наука о краснорѣчіи). Ср. Неужели вы думаете, что всѣ эти погремушки и ваша риторика дадутъ намъ отвѣтъ на вопросъ? А. П. Чеховъ. Задача. Ср. ῥητορική τέχνη. Пер. Искусство краснорѣчія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РИТОРИКА — (или реторика), риторики, мн. нет, жен. (греч. rhetorike). 1. Теория ораторского искусства, красноречия (научн.). Учебник классической риторики. Правила риторики. || перен. Напыщенная речь, в которой красивые фразы и слова скрывают ее… … Толковый словарь Ушакова

    Риторика — (rhtorikh teknh) в первоначальном значении слова наука обораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообщетеория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школахсофистов, главной задачей которых было чисто… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Риторика — (греч. rhetorike) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан) … Энциклопедия культурологии

    stylistics.academic.ru

    Изучаем основы риторики вместе

    Взаимодействие между людьми в сфере бизнеса невозможно без умения убедительно, красиво и ясно излагать свои мысли. Произнесение речи со знанием дела, стройно и изящно – признак образованного человека. Каждому, перед кем встаёт необходимость публичных выступлений, приходит на помощь риторика.

    Риторические приёмы, такие как анафора, аналогия, триады, метафоры и сравнения помогут обосновать и защитить собственную точку зрения, мотивируют слушателей.

    Что такое риторика

    Как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.

    Конечная цель риторики – воздействие на людей. Здесь особую значимость приобретает выразительность речи и изобразительно-выразительные средства. Создание оратором яркого образа способствует закреплению информации в умах слушателей. Это ещё не означает убедить, но создаёт благоприятные условия для убеждения аудитории.

    Законы современной общей риторики помогают достичь взаимопонимания между слушателем и оратором.

    1. Закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог. Гармоничное общение с помощью речи возможно только как диалог всех участников. Три остальных закона раскрывают суть первого.
    2. Ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи. Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы.
    3. Эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей. Уметь передавать эмоции с помощью речи.
    4. Удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории. Подобное достигается с помощью выразительности и богатства речи.
    5. Понятие «общая и частная риторика» появилось в начале XIX века и предполагало разделение науки красноречия на две части. К общей относилось исследование соответствия стиля речи представляемому объекту. К частной – составление деловых документов.

      Риторика – наука, объясняющая законы красноречия. Они могут разъяснять определённые виды произведений или все произведения. Поэтому наука красноречия – это общая и частная риторика. Общая – излагает законы, применяемые ко всем произведениям, частная изучает виды произведений по отдельности.

      Жанры красноречия

      В ораторском искусстве выделяют следующие риторические жанры:

    6. Лекция (публичная, в учебном заведении).
    7. Доклад (научный, отчётный).
    8. Беседа – свободное обсуждение тем.
    9. Диспут – обсуждение вопроса.
    10. Дискуссия – обмен мнениями с соблюдением регламента.
    11. Три главных правила риторики

      Правила риторики отличаются разнообразием, при этом фундаментальных всего три:

    12. Тезис и лозунг.
    13. Формула Цицерона.
    14. План и эпистема.

    Основные правила риторики следует знать и активно использовать в процессе работы над речью.

    Этапы работы оратора

    Каждый этап ораторской деятельности рассматривает определённые разделы риторики.

    Это первый раздел науки красноречия. На этом этапе разрабатывается предмет речи, стратегия, формируется замысел, подбирается материал.

    Так как впечатляющая речь основывается на глубокой и яркой мысли, то инвенция представляет собой своеобразный центр риторики. Оратор ничего не изобретает на этом этапе, инвенция предполагает применение правил и приёмов, позволяющих собрать материал для выступления. Инвенция – это поиск и нахождение замысла речи. С одной стороны, инвенция подразумевает поиск способов убедить слушателей. С другой, когда выступление не преследует цель убеждения, оратору нужно говорить по существу, логично излагая мысли. Инвенция даёт шанс подумать, установить связь между мыслями.

    При подборе материала используются 4 источника:

  • Собственный опыт.
  • Чтение литературы.
  • Наблюдения и рассуждения.
  • Опросы и беседы.
  • Чаще всего материала оказывается больше чем нужно. В этом случае подбор тем, тезисов и цель служат помощниками в отборе главного.

    Инвенция делится на две части: топика и аргументация.

  • Топика. Топы (топосы) – это смысловые модели речи или её общие места, определяющие содержание. Бывают внутренние, которые опираются на предмет, его качества, структуру и внешние, отталкивающиеся от знаний о предмете.
  • Определения. Речевые топосы определения помещаются в начале выступления, обозначают сущность предмета, о котором пойдёт речь. Иногда их называют топы сущности. Определение в риторике отличается от научного, содержит оценку, помогает созданию образа.
  • Рядом с определением стоит топ имени. Имя подталкивает слушателей присмотреться и проанализировать ключевые слова. При этом объект и его имя не одно и то же. Имя важно, потому что наделяет предмет конкретностью, определённостью. Имя заключает в себе понимание и оценку.
  • Отношения. Места, с точки зрения которых, анализируются взаимосвязанные предметы и явления представляют собой топосы отношений.
  • Сравнения. Топы сравнения употребляются в речи как средство описания, повествования или доказательства. Применяются сравнения и противопоставления.
  • Обстоятельственные.Обстоятельственные топы характеризуют возможный или реальный факт, значимы при описании и рассказе. На основании топов обстоятельства строятся речи адвокатов и обвинителей.
  • Комбинирование смысловых видов, которые совместно выражают слияние и пропорции ценностей определённого мировоззрения или традиций – это внешние топосы. Они бывают:

  • Ссылка на авторитетные источники (цитаты).
  • Ссылка на собственный опыт, свидетельства очевидцев либо на опыт аудитории.
  • Топосы-ссылки на существующие в общественном сознании мнения (поговорки, традиции, пословицы, предрассудки).
  • Слухи – топы, в соответствии с которыми оратор ссылается на сведения из неподтверждённых источников.
  • Свидетельства, полученные под присягой. Это топы, существующие в сфере юриспруденции.
  • Документы. Оратор подтверждает тезисы письменными источниками.
  • Закон – топосы, которые предполагают подтверждение слов ссылкой на законодательство.
  • Прецедент. Топы, в соответствии с которыми оратор подтверждает тезис похожими случаями из прошлого.
  • Аргументация

    Инвенция предполагает обдумывание оратором приводимых в речи аргументов. Предлагаются аргументы, поддерживающие либо опровергающие определённое мнение. Иногда для обоснования представляемых положений выступающий использует другие положения, истинность которых не вызывает сомнений.

    Применение аргументов в риторике напоминает логическую аргументацию. Однако логика и риторика не совпадают полностью, их похожесть только внешняя. Логика и риторика имеют следующие различия:

  • Риторика направлена на изменение точки зрения людей, логика – на доказательство положения.
  • Риторика использует вероятные утверждения, значимыми оказываются мнения. Логика служит для получения наукой знаний, потому её утверждения истинны.
  • Использование аргументов в риторике шире, чем в логике, приводятся случаи из жизни, примеры.
  • В логике сначала обоснование, затем вывод. В риторике – наоборот.
  • Риторика доказывает значимые для общественности положения.
  • Логика и риторика тесно переплетаются: без научно доказанных тезисов невозможно грамотно аргументировать выступление, произвести впечатление, убедить слушателя. Логика и риторика – взаимодополняющие дисциплины.

    Инвенция определяет, о чём будет говорить оратор, рассматривает предмет речи, выделяет основные моменты, рассматривает их детально, подбирает доказательства тезисов. Инвенция и диспозиция не имеют отчётливых границ, собирая материал, автор обдумывает структуру его преподнесения и воплощение идеи.

    Диспозиция

    В этом разделе рассматривается структура выступления, композиция речи, собранный материал организовывается, что обеспечивает последовательность изложения.

    Диспозиция делит выступление на микрожанры или речевые акты. Границы актов – перемена установок оратора. Последовательность микрожанров выступления, связь его составных частей, приём построения текста – композиция речи. Композиция представляет собой форму, в которой текст доносится до слушателя. При этом композиция тесно связана с содержанием – с её помощью автор объединяет или расчленяет речь.

    Композиционное построение включает три этапа:

    Самыми информативными являются начало и конец предложения или текста. Для лёгкости восприятия диспозиция выделяет важные мысли с помощью схемы выдвижения (намеренного выделения части речи).

    Диспозиция как раздел риторики изучает крупные жанры, такие как:

    • Обращение.
    • Именование тем или вступление.
    • Повествование – история вопроса.
    • Описание – как обстоят дела на момент выступления.
    • Доказательство – перечисляются аргументы.
    • Опровержение – приводятся контраргументы.
    • Воззвание к чувствам.
    • Заключение.
    • Более мелкие жанры, такие как клятва, обещание, угрозы и многие другие комбинируются в речи, именно к подобным сплетениям сводится выступление.

      Раздел посвящён выразительности и эффектности выступления. Элокуция подразумевает воплощение замысла, и оформление построенного в определённой последовательности содержания в текст.

      Элокуция поддерживает тесную связь с понятием стиля, так как стиль – это специально отобранные речевые средства, отражающие смысловые модели. С помощью стиля происходит создание образа реальности, словами (слогом) формируется образ речи. Слог – часть стиля. Специфичными для риторики качествами являются лёгкость, живость и гармоничность слога.

      Воплощая замысел словами, элокуция преследует цели:

    • Уместность употребляемых средств лексики.
    • Грамотная конструкция фразы.
    • Совершенствование мыслей выступления.
    • Построение структуры текста и его частей.
    • Элокуция при работе над лексикой речи рассматривает языковой статус слов (общелитературная, профессиональная лексика), как употребляется слово в настоящее время, отношения слов в языке по смыслу.

      При конструировании фразы элокуция учит оратора преподносить мысли в виде модели, которой последует аудитория или чтобы слушатели сформировали собственные умозаключения на основе этой модели. Элокуция представляет равномерное и неравномерное построение фразы. Равномерность предполагает монотонность, поэтому нужно разнообразить длину фраз. Неравномерное построение создаёт впечатление напряжённости речи, привлекает внимание, но чрезмерное увлечение приёмом утомляет аудиторию.

      Элокуция для усиления эффекта использует слитность и прерывность передачи замысла (период), прогрессии, связанность, объёмность речи, моноцентричность и полицентричность фраз.

      Для придания выразительности выступлению элокуция предлагает употреблять риторические тропы – переносное значение слов и выражений. При этом в риторике эти слова и выражения сохраняют свою выразительность и образность.

      Усилить образность и экспрессивность элокуция рекомендует с помощью риторических фигур прибавления, убавления и размещения.

      Риторический вопрос, восклицание или риторическое обращение служат для создания диалога между оратором и слушателем, поэтому они называются фигурами диалогизации.

      В разделе изложены приёмы запоминания речи.

      Рассматриваются аспекты произнесения речи перед слушателями.

      Типы и виды аудиторий

      Успех выступления напрямую зависит от слушателей. Аудитории условно разделяют на типы исходя из возрастных особенностей, осведомлённости в вопросах выступления, доброжелательности и заинтересованности.

      Однородность и разнородность аудитории

      Однородная аудитория – это слушатели, выступать перед которыми легко и приятно. Их интеллект, возраст и осведомлённость находятся приблизительно на одном уровне. В случае разнородности аудитории ориентироваться нужно на слабейших слушателей, преподносить им информацию в упрощённой форме, на обсуждение поднимается только один вопрос. Выступление строится как для детской аудитории.

      Значение возраста

    • Дети лучше воспринимают информацию с максимальным количеством наглядного материала для визуального создания образа рассматриваемых тем. Речь оратора должна быть стремительной, эмоциональной, краткой. При этом рекомендуется хвалить и поощрять слушателей.
    • В речи перед молодёжью следует избегать «чтения морали», назиданий, абстракций. Главный способ влияния – эмоции, подкреплённые логическими выводами. Молодых людей заинтересует быстрый темп речи с чувством юмора, использованием аргументов, с откровениями, окрашенными личным отношением и личностными оценками.
    • Старшее поколение интересует такой круг тем, как быт, материальное благополучие, общественная и политическая жизнь. Звучание речи – медленное. Следует обращаться к опыту аудитории, фактам из истории, подкреплять слова ссылкой на источники, статистику, великих людей. Нужно не переубеждать, а информировать с применением аргументов.
    • Доброжелательность аудитории

      Благожелательность аудитории проявляется в реакции на выступление. Во вступительной части речи формулируется тезис, который позже подкрепляется с помощью доводов и аргументов.

      Равнодушных слушателей надо завоевать посредством увлекательного начала речи, приёмами захвата и удержания внимания (эмоциональность, создание яркого образа, перечисление выгод, обращение к отдельным слушателям, примеры из реальной жизни).

      Труднее всего выступать перед неблагожелательной аудиторией. В этом случае у слушателей должно возникнуть ощущение, что их хотят проинформировать, а не переубедить в чём-то. Для этого рекомендуется декларирование цели речи, изложение аргументов и вывод в конце выступления. Переубеждать всех бесполезно, достаточно посеять зерно сомнения в умах нескольких конкретных слушателей.

      Подготовленность аудитории

      • Построение выступления перед специалистами в рассматриваемом вопросе производится на новой информации, которую они узнают. При этом целесообразно максимально использовать диалог, убеждать нужно посредством аргументов. Речь должна произноситься в быстром темпе.
      • Если слушатели не являются профессионалами, но достаточно осведомлены, упор в выступлении делается на эмоциональность. Абстрактные рассуждения малоэффективны, нужно приведение аргументов. Выводы подтверждаются иллюстрациями и примерами.
      • Неосведомлённые слушатели восприимчивы к медленной речи в форме вопросов и ответов. Нужно приводить максимум примеров, сопровождая выступление эмоциями, юмором. Наиболее действенны повторы и использование психологических аргументов. Логика такими слушателями воспринимается менее эффективно.
      • Ригидность слушателей

        Ригидность – это неспособность человека перестроить свою точку зрения, неготовность к изменениям, возникшим вследствие новых условий или обстоятельств. Ригидные слушатели склонны верить признанным авторитетам и сложившемуся мнению, не хотят менять собственные убеждения. Изменить мнение такой аудитории сложно, выступление следует построить как информационное.

        Гибкая аудитория легко вступает в диалог, отличается склонностью к переосмысливанию приводимых аргументов.

        Манипуляция в науке красноречия

        В психологии манипуляция – это скрытое влияние на человека с целью побуждения к действиям, не совпадающим с его реальными намерениями. Другими словами, манипуляция – это внушение, так как объект не осознаёт, что на него оказывается влияние.

        В психологических и философских изысканиях манипуляция имеет два признака:

      • Скрытое воздействие на человека. При этом объект пребывает в твёрдой уверенности, что решение он принял самостоятельно.
      • Использование недостоверных сведений, обмана, искажения действительности.

      Такие речевые воздействия, как манипуляция имеют количественный характер. То есть, влияние производится явно и скрыто, одновременно затрагиваются разные стороны личности объекта. Явное воздействие маскирует скрытое влияние.

      Манипуляция представляет собой риторический приём в виде тонкой игры на человеческих слабостях с целью получения выгоды в одностороннем порядке.

      Изучением искусства управления поведением человека с помощью слов занимается агональная риторика. Эта область риторики описывает навык встраивания в человеческое сознание и управление им словами (устно или письменно).

      Распознать и нейтрализовать манипулирование, психологическое давление поможет жёсткая риторика.

      Что такое жёсткая риторика

      Конфликтные, грубые, беспардонные, дерзкие модели поведения аудитории способны нейтрализовать специальные приёмы, которые использует жёсткая риторика. В обычной жизни умение управлять конфликтной аудиторией приходит с годами благодаря накопленному опыту. Существует ещё один путь – специальное изучение приёмов на тренингах.

      Основы риторики появились в античности и совершенствуются до сих пор. Знание правил и законов, действующих в науке красноречия, этапов работы над выступлением, тонкостей воздействия на умы и чувства слушателей сделает речь оратора убедительной, результативной и впечатляющей аудиторию.
      » alt=»»>

      yourspeech.ru