Экспертизы при расследовании взяточничества

§ 4. Особенности расследования взяточничества

Взяточничество всегда связано с корыстным исполь­зованием должностным лицом своего служебного поло­жения и в подавляющем большинстве случаев совершает­ся тайно, без свидетелей. Наиболее характерна следую­щая схема связи субъектов преступления при взяточничестве: взяткодатель — взяткополучатель, реже взяткодатель — посредник — взяткополучатель. Напри­мер, для взяточничества в торговой сети характерны контакты взяткополучателя с несколькими посредника­ми. Последние обычно действуют самостоятельно, а ино­гда связаны между собой. Посредник, получая свою до­лю, заинтересован в сохранении тайны преступления и, как правило, является доверенным лицом инициатора взяточничества. Эта связь и момент передачи ценностей обычно тщательно маскируются. Взяточники заранее го­товят объяснение на случай задержания взяткополуча­теля с поличным. Формы маскировки различные: «даре­ние», «дача взаймы», зачисление в штат предприятия под видом рабочего, служащего и выплата заработной пла­ты, выдача премий и т. д. Способствует маскировке преступной деятельности и принадлежность взяткодате­ля, взяткополучателя, а нередко и посредника к людям одного круга, работающим в одной системе, учреждении,

когда между ними складываются постоянные отношения служебной зависимости.

Результаты действия взяточников не всегда проявля­ются в материально-фиксированном виде. Однако в ряде случаев на предметах взятки, поверхности упаковки оста­ются следы пальцев рук лиц, причастных к совершению преступления, иногда сохраняются и другие следы взято­чничества (товарные чеки, этикетки, ярлыки, деньги, цен­ности, личные записи преступников и др.).

Нередко взяточничество связано с хищением имущес­тва и другими преступлениями.

Криминалистическая характеристика взяточничества содержит указание на следующие типичные ситуации со­вершения преступления: а) взяточничество, связанное с совершением незаконных действий (бездействием) в ин­тересах взяткодателя; б) взяточничество, связанное с со­вершением законных действий (бездействием) в тех же интересах, например, в целях получения жилой площади, автомашины; в) дача и получение взятки без посред­ников; г) с посредниками; д) получение взятки с вымога­тельством; е) без вымогательства.

Рассматриваемые преступления динамичны во време­ни и пространстве, разнообразны в способах совершения. Учитывая повышенную социальную опасность получения взяток в крупных и особо крупных размерах, а также по сговору группой лиц, Указом от 28 мая 1986 г. установ­лено более строгое наказание за указанные преступле­ния1.

В последнее время выявляются факты взяточничества среди работников различных коммерческих структур, банков, налоговых инспекций, органов Госкомимущества. Получение и дача взяток имеет место при выдаче различ­ных коммерческих лицензий, предоставления банковских ссуд и кредитов, оформлении других финансовых опера­ций, а также при проведении приватизации жилья. В каче­стве предмета взятки в условиях существующей инфля­ции стали чаще использоваться дефицитные дорогосто­ящие вещи (автомобили, мебельные гарнитуры, сервизы, драгоценности и др.).

Планирование расследования. Дела о взяточничестве возбуждаются на основании сообщений представителей общественности, должностных лиц, данных ревизионных инспекций, заявлений граждан, публикаций в печати, све-

1 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1986. № 23. Ст. 638. 521

дений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Следователь, принимая решение о возбуж­дении уголовного дела, оценивает исходную информа­цию и сложившуюся следственную ситуацию, с учетом которой разрабатывает версии и намечает план расследо­вания.

Типичны следующие следственные ситуации при рас­следовании взяточничества.

Имеются конкретные факты о том, что определенным должностным лицом получена взятка. В таких случаях, как правило, возбуждается уголовное дело и составляется план расследования. В числе первоначальных следствен­ных действий предусматриваются: допрос свидетеля; вы­емка и осмотр документов, свидетельствующих о выпол­нении должностным лицом определенных действий в ин­тересах взяткодателя; задержание и допрос взяткодателя; обыск у соучастников, осмотр предметов взятки; прове­дение очных ставок, назначение криминалистической экс­пертизы — при необходимости проведения судебно-по­черковедческого или технического исследования докумен­тов, товароведческой — в целях установления сорта и качества вещей, изъятых при обыске у подозреваемого, судебно-бухгалтерской экспертизы — для решения воп­росов, относящихся к учету, отчетности и правильности выплаты денежных сумм. Параллельно со следственны­ми действиями проводятся оперативно-розыскные меро­приятия по выявлению соучастников взяточничества и роли каждого в совершении преступления.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что оп­ределенному должностному лицу обещана и будет дана взятка. В данной ситуации следует провести предвари­тельную проверку оснований к возбуждению уголовного дела, установить связи должностного лица, выявить его служебные возможности и действия в интересах взятко­дателя, истребовать необходимые документы, провести соответствующие оперативно-розыскные мероприятия по поимке взяточников с поличным. Первоначальными следственными действиями здесь будут: допрос заяви­теля, задержание с поличным, обыски по месту жительст­ва взяткополучателя и в его рабочем кабинете, осмотр предметов взятки и служебных документов, допрос сви­детелей и подозреваемых, назначение экспертиз, напри­мер криминалистической, для решения вопроса о груп­повой принадлежности предметов, переданных взяткопо­лучателю, и предметов, оставшихся у заявителя.

Имеются факты о вымогательстве взятки. В этой ситуации в соответствии со ст. 109 УПК необходимо провести предварительную проверку поступившего сооб­щения. Установить, действительно ли взяткополучатель создал такую обстановку, при которой зависимое от него лицо поставлено в положение, при котором оно вынуж­дено удовлетворить незаконные требования. Уточнив, нет ли провокации в отношении должностного лица, надлежит принять решение о возбуждении уголовного дела и провести расследование. В ходе предварительной проверки используются данные криминалистических уче­тов, архивные материалы, проводятся оперативно-ро­зыскные мероприятия с участием работников аппарата УВД. Следователь знакомится с компетенцией должност­ного лица, получает объяснения от заявителей и других граждан, в необходимых случаях организует проведение ревизий либо инвентаризаций для проверки деятельности должностного лица за определенный период времени. В описанной ситуации осуществляются следующие пер­воначальные следственные действия: допрос заявителя и других свидетелей, задержание взяточника с поличным, его обыск и допрос, осмотр предметов взятки, выемка и осмотр документов, допрос подозреваемого, проведе­ние очных ставок, назначение экспертиз, например судеб­но-бухгалтерской, для решения вопроса о правильном и надлежащем оформлении бухгалтерских документов.

В процессе расследования выдвигаются и проверяют­ся следующие версии:

взятка действительно имела место при обстоятельст­вах, изложенных в материалах, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела;

взятка имела место, но передана мнимому должност­ному лицу;

денежные средства вручены должностному лицу пра­вомерно (возврат долга), заявление о взятке — добросо­вестное заблуждение;

должностному лицу взятка не давалась, имеет место оговор, например, при отказе выполнить незаконное тре­бование;

должностное лицо правомерно выполнило в интере­сах другого лица определенные служебные действия и не получило взятки.

Нередко взяточничество связано с должностным под­логом. Поэтому в процессе расследования следует прове­рять также версии о связи взяточничества с другими

преступлениями. Исходя из версий, планируют последо­вательность проведения следственных действий, сроки их проведения, исполнителей. При планировании расследо­вания надлежит учитывать оперативно-розыскные воз­можности аппаратов УВД. Дела о взяточничестве, как правило, многоэпизодные. В плане надо предусмотреть организационные и подготовительные мероприятия, при­менение технико-криминалистических средств, участие специалистов в проведении отдельных следственных дей­ствий. Предусматриваются также проверочные меропри­ятия с целью выявления причин и условий, способство­вавших совершению взяточничества. По сложному, мно-гоэпизодному делу расследование поручается группе следователей.

Задержание с поличным — действенное средство изо­бличения взяточников. Как правило, оно производится по всесторонне проверенному заявлению лица о вымога­тельстве взятки. Для изобличения взяточников может использоваться судебно-оперативная фотография, кино­съемка и оперативно-розыскные средства.

Момент задержания зависит от конкретных обстоя­тельств дела. Задержание с поличным проводится в мо­мент дачи (получения) взятки либо сразу же после ее вручения. Важно, чтобы при задержании взяткополуча­тель не мог избавиться от вещественных доказа­тельств — предмета взятки. Для выявления соучастников целесообразно провести задержание в момент реализа­ции предмета взятки либо ее передачи третьему лицу. Задержанию с поличным предшествует тщательная, де­тальная разработка плана проведения этой тактической операции. Сразу же после задержания рекомендуется до­просить взяткополучателя, который, не успев обдумать линию поведения и вымышленные причины нахождения у него предмета взятки, нередко сразу же признается в совершенных преступлениях и дает правдивые показа­ния.

Обыск. Личный обыск и обыск по месту жительства соучастников взяточничества, а также в рабочем кабинете должностного лица — взяткополучателя производится с целью обнаружения и изъятия предметов взятки, до­кументов, свидетельствующих о подготовке данного пре­ступления, ценностей, нажитых преступным путем. Это могут быть дорогие подарочные вещи, различные юве­лирные изделия, хрусталь, ковры, ценные бумаги, сбере­гательные книжки на предъявителя и т. д. Обычно лич-

ный обыск и обыск помещения проводятся одновремен­но. Особое внимание следует обращать на переписку, записные книжки, почтовые квитанции, различные запи­си, номера телефонов, подтверждающие связь соучаст­ников взяточничества. В ходе обыска необходимо об­ращать внимание также на шифрованные записи, фото­графии, на которых могут быть изображены соучастники и знакомство с которыми подозреваемый отрицает.

Важное следственное действие — осмотр документов. В одних случаях он позволяет установить круг лиц, при­частных к даче (получению) взятки, в других — запущен­ность учета и иные обстоятельства, способствовавшие взяточничеству, в третьих — подтвердить факт выполне­ния либо воздержания от выполнения должностным ли­цом в интересах взяткодателя каких-либо действий, рас­поряжений. Осмотр документов позволяет обнаружить внесенные преступником изменения и подделки, необыч­ность порядка оформления и очередности прохождения документов, наличие соответствующих реквизитов, виз и отметок должностных лиц о его выполнении. Чтобы взяточники не смогли уничтожить следы преступной де­ятельности, осмотр документов должен проводиться в неотложном порядке.

Допрос свидетелей. Круг лиц, которые могут быть свидетелями по делам о взяточничестве, во многом зави­сит от материалов, послуживших основанием к возбужде­нию уголовного дела. В качестве свидетелей обычно до­прашиваются лица: у которых вымогалась взятка; очевид­цы дачи (получения) взятки; участвовавшие в задержании взяточника с поличным; знакомые со служебной деятель­ностью должностного лица, подозреваемого во взяточни­честве, либо выполнявшего его определенные поручения (при условии, что они не были соучастниками); которые могут охарактеризовать личность и поведение взяточника (сослуживцы, соседи, родственники). Эта группа свидете­лей может дать полезную информацию о взаимоотноше­ниях соучастников взяточничества и осветить обстоятель­ства передачи взятки. После получения показаний может быть организована проверка показаний свидетелей-оче­видцев на месте, где передавалась (вручалась) взятка.

При расследовании дел о взяточничестве в некоторых случаях проводятся следственные эксперименты для про­верки возможности наблюдать факт получения (дачи) взятки, а также совершать те или иные действия.

Большую роль в раскрытии взяточничества имеют

судебные экспертизы. Так, нередко на предмете взятки либо его упаковке удается обнаружить следы пальцев рук и ладоней, в дневниках, тетрадях, записных книжках — записи, касающиеся дачи (получения) взятки, на чистых листах блокнотов — вдавленные следы текста. Для их исследования назначаются: технико-криминалистическая экспертиза документов; дактилоскопическая экспертиза по исследованию объектов, на которых могли остаться следы рук преступника (бумага, упаковочная коробка); судебно-бухгалтерская, товароведческая, когда взятка связана с совершением другого преступления, например хищения; трасологическая экспертиза по исследованию микрочастиц, материалов и веществ, а иногда комплекс­ные экспертизы.

www.pravo.vuzlib.su

Расследование взяточничества и коррупции

Криминалистическая характеристика взяточничества и коррупции

Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением – коррупцией. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами получения и передачи должностными лицами разного служебно-государственного уровня незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ) за их действия (бездействие) и за иное их поведение (покровительство, попустительство по службе, прикрытие криминальных структур и др.) в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.

Как типовые оба эти криминальные явления чрезвычайно общественно опасны, ибо не только объективно ведут к разложению государственного аппарата, дискредитируют и подрывают и без того недостаточно высокий его авторитет в нашем обществе, но и оказывают разлагающее влияние на все другие стороны жизни (экономическую, банковско-финансовую, политическую, социальную и правоохранительную).

В содержательном смысле коррупция более масштабное понятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее ярким проявлением коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти, влекущий за собой принятие ими решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы, и их осуществление в пользу коррумпирующей структуры, постановку их в зависимость от указанной структуры.

В силу масштабности коррупции как социального явления правоохранительные органы справиться с этой проблемой в одиночку не могут. Ее должны решать сообща государство и общество. В уголовно-правовом же смысле борьба с коррупцией прежде всего связана с раскрытием, расследованием и предупреждением взяточничества.

Взяточничество не только довольно распространенное, но и довольно сложное для раскрытия и расследования преступление. Сложности его расследования обусловлены целым рядом обстоятельств. Во-первых, все его участники – взяткополучатель, взяткодатель, заинтересованы в тщательном сокрытии следов своих преступных действий, ибо каждый из них несет уголовную ответственность в случае разоблачения. Поэтому данные преступления в подавляющем большинстве случаев совершаются без свидетелей и с тщательной маскировкой его следов.

Во-вторых, нередко взятки дают за совершение законных действий для их ускорения или маскируют под внешне законные способы получения имущественных выгод и т.п. При отсутствии свидетелей это обстоятельство еще более затрудняет процесс раскрытия взяточничества.

В-третьих, по этим делам зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры доказывания с использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями действительности (причинных, временных, пространственных и т.д.).

В связи с этим особое значение приобретает умелое выявление и использование криминалистически значимых данных об особенностях преступного поведения субъектов взяточничества и коррупции. В частности, выявление признаков, свидетельствующих о неделовых, особых связях между, например, руководителями выше- и нижестоящих органов одной системы или между конкретными должностными лицами и гражданами, добивающимися желательных для них решений, а также сведений о конкретных способах преступных действий или бездействия должностного лица. Именно эта информация часто помогает установить, где и каким образом следует искать и изымать недостающую информацию о взяточничестве и коррумпированных связях.

Предметом взятки обычно являются любые материальные ценности и услуги материального свойства, представляющие определенную имущественную выгоду для их получателя. Знание их характера, индивидуальных особенностей помогает определить направление и способы их обнаружения, а в необходимых случаях и способы идентификации. Знание особенностей предмета взятки позволяет разобраться в деталях механизма этого преступления (в наличии особых связей между субъектами взяточничества, предварительной договоренности между ними, а также вымогательства) и его способе. Коррумпированный субъект может не иметь ничего материального за свои услуги, а может действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры.

Способы совершения взяточничества

Способы совершения взяточничества, как и всех остальных должностных преступлений, во многом зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя и объема его правомочий, сложившейся общей обстановки в государстве и локальной ситуации в конкретном регионе и учреждении, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.

С криминалистической точки зрения взяточничество по способу его совершения может быть разделено на ряд видов в зависимости от особенностей передачи взятки, наличия какого-либо давления на взяткодателя со стороны взяткополучателя и характера служебных действий (бездействия) взяткополучателя, наличия предварительного сговора между группой лиц, сговора с организованной преступной группой.

По первому основанию обычно выделяют два основных способа взяточничества: 1) без посредников; 2) с посредниками.

По второму основанию: 1) с вымогательством; 2) без вымогательства.

По третьему основанию можно выделить взяточничество, связанное с совершением: 1) незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя; 2) законных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

По четвертому основанию: 1) с предварительным сговором на получение в определенной форме одной взятки от конкретного лица; 2) с предварительным сговором на получение взятки в разных формах в течение какого-то периода от неопределенного круга лиц; 3)получение систематических взяток в разных формах, но от организованной преступной группы.

Причем каждый из этих общих способов совершения взяточничества может быть детализирован с учетом видов посреднической связи, особенностей предмета взятки и его передачи, своеобразия вымогательства, сферы деятельности взяткополучателя и особенностей предварительного сговора, характера взаимосвязи с организованной преступной группой.

Выявление признаков примененного способа в каждом конкретном случае расследования, его сопоставление с типичными комбинациями способов взяточничества позволяет четче определить, где необходимо искать недостающие данные об обстоятельствах расследуемого преступления.

Для взяточничества и коррупции наиболее характерна обстановка бесконтрольности в решении важных служебных вопросов, бесхозяйственности, бюрократизма, волокиты, наличие элементов круговой поруки в тех организациях, где оно совершается. Знание особенностей обстановки способствует уяснению механизма и деталей происшедшего, а главное, причин и условий, способствовавших взяточничеству.

К субъектам взяточничества и коррупции относятся представители власти разного уровня и иные должностные лица, перечисленные в ст. 285 УК РФ. В личности же взяточников (главным образом взяткополучателей) чаще всего преобладают элементы корысти, стяжательства, неразборчивости в средствах повышения материального положения и получения легкой наживы, безответственности и правового нигилизма. В настоящее время происходит все большее преступное сближение лиц, располагающих крупными денежными средствами, часто добытых мошенническим и иным криминальным и связанным с преступным миром путем, и должностных лиц, наделенных соответствующими властными функциями.

Для такого рода преступлений самостоятельным элементом их криминалистической характеристики может быть устойчивая и достаточно организованная группа взяточников, действующая в течение длительного времени. В этих случаях важное криминалистическое значение имеют данные о численности и связях группы, характере преступного сговора между ее участниками, распределение ролей с учетом властных полномочий каждого, мерах по нейтрализации контролирующих и надзирающих органов и т.д.

Взяточничество часто бывает связано с другими преступлениями (хищениями, сокрытием налогов, мошенничеством и др.), и нередко с деятельностью организованных преступных групп. Поэтому при криминалистической оценке информации по таким делам необходимо обращать внимание на то, нет ли в ней криминалистических признаков, свойственных иным преступлениям, не просматривается ли наличие коррумпированных связей с преступными группами. Это крайне важно для установления не только ближайших, но и отдаленных преступных целей правонарушителей и соответственно для успешного раскрытия всех эпизодов преступной деятельности, и для определения профилактических мер.

Криминалистические особенности взяточничества влияют и на определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования.

Первая группа таких обстоятельств связана с установлением факта, обстоятельств и способа получения и передачи предмета взятки (время, место, способ, наличие или отсутствие вымогательства, характер предмета взятки, его признаки и особенности и др.).

Вторая группа обстоятельств – с установлением характера служебного поведения взяткополучателя, обусловленного фактом взяточничества.

Третья группа обстоятельств – с установлением круга участников преступления и обстоятельств, влияющих на степень и характер их ответственности.

Четвертая группа обстоятельств – с установлением обстоятельств, способствовавших взяточничеству.

Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

При расследовании взяточничества на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:

1) наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;

2) наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;

3) сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.

На первоначальном этапе расследования следственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка, а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.

Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.

Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).

Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер, нежели в начале расследования, и направляются на уяснение отдельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместо с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.

План расследования

План расследования по этим делам должен быть четко согласован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От подобной согласованности во многом зависит успех расследования таких преступлений, требующих проведения значительного комплекса негласных действий и мероприятий, а также проведения задержания с поличным. При этом в плане большое внимание должно быть уделено установлению места и способа обнаружения вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников. Соответственно в плане следует обязательно предусмотреть применение технико-криминалистических средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъятия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформруются.

Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различного рода схемы (преступных связей, взаимоотношений различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка движения какого-то дела). Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно более четко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные средства их решения.

Первоначальные и последующие следственные действия

Уголовные дела о взяточничестве при наличии необходимой информации об имевшем место преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с первичными данными, содержащими достаточно убедительные сведения о факте взятки или систематическом подкупе должностного лица. Если же первичной информации недостаточно, то возбуждению этих дел предшествует проверка поступивших первичных материалов, осуществляемая лишь с целью установления законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслуженного компроме-тирования должностных лиц). Проверка должна проводиться с особой осторожностью и часто скрытно от его участников, ибо виновные, узнав о проверке, могут спрятать или уничтожить предмет взятки, уничтожить компрометирующие документы, договориться с заинтересованными лицами о даче ложных показаний и т.д. В ходе проверки собираются недостающие материалы (запрашиваются данные из криминалистических учетов, изучаются конкретные документы, объясняющие факты, содержащиеся в первичных сведениях, получаются объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, осуществляется знакомство со служебной деятельностью должностных лиц или отдельных подразделений). Если дополнительно полученные данные подтверждают первичную информацию, то следователь возбуждает уголовное дело и начинает расследование.

Комплекс и последовательность первоначальных следственных действий определяется складывающимися в начальный период расследования взяточничества следственными ситуациями.

В первой исходной ситуации обычно проводятся следующие первоначальные следственные действия: 1) допрос свидетелей (главным образом из числа заявителей или лиц, чья информация содержится в первичных материалах); 2) изъятие и осмотр документов, относящихся к деятельности должностного лица, получившего взятку; 3) обыски по месту работы и жительства участников взяточничества; 4) осмотр предмета взятки; 5) допрос подозреваемых; 6) предъявление предмета взятки для опознания. Очередность этих следственных действий чаще всего осуществляется в таком порядке, в каком они перечислены. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств он может быть изменен.

Во второй исходной ситуации применяются следующие первоначальные следственные действия: 1) допрос заявителя; 2) задержание взяточника с поличным; 3) обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; 4) личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование; 5) осмотр предмета взятки и места происшествия; 6) допрос подозреваемого; 7) допрос иных свидетелей. При этом очередность следственных действий в этой ситуации во многом зависит от результатов задержания взяточников с поличным (если оно проводится). Обычно вслед за состоявшимся задержанием осуществляется личный обыск, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемых и свидетелей и затем обыски. На первоначальной стадии в первой и второй ситуациях может проводиться и криминалистическая и иные судебные экспертизы.

В третьей исходной следственной ситуации комплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от степени достоверности выявленных данных о взяточничестве и коррупции. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть такой, как в первой ситуации, в других – как во второй.

Тактика первоначальных следственных действий определяется с учетом возможности использования эффекта внезапности, отсутствия очевидцев и других обстоятельств, возникшей ситуации, свойственных данному виду преступлений.

Допрос заявителей и иных свидетелей

Допрос заявителей и иных свидетелей. Заявителями о взяточничестве обычно являются лица, которые уже дали взятку и раскаялись в этом, либо у которых вымогается взятка, лица, которым предлагается взятка и иные граждане, что-либо знающие о взяточничестве. В процессе их допроса прежде всего уточняются и конкретизируются изложенные в их заявлении обстоятельства.

Значительная часть свидетелей по этим делам обычно становится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другая – в результате оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции. Третья – устанавливается первоначальными следственными действиями. Они выявляются главным образом из числа лиц, принимавших участие в служебных операциях, в связи с которыми получена взятка, лиц, осведомленных о служебной деятельности взяткополучателя (сослуживцы, знакомые, родные, клиенты или посетители данного учреждения), а также из круга лиц, тем или иным образом связанных со взяткодателем и посредником.

Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о тех или иных контактах участников расследуемого взяточничества, о характере поведения должностного лица, направленного на удовлетворение интересов предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства взятки или предполагаемой взятке и т.п. При допросе лиц, у которых вымогается взятка, необходимо выяснить, кто является вымогателем, за что должна быть передана взятка, имеются ли посредники, где, когда и при какой обстановке будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки (сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер серии, особенности вещи, предмета и т.д.).

Задержание взяточника с поличным

Задержание взяточника с поличным. Оно необходимо в случаях проверенных данных о вымогательстве взятки, когда сведения о взяточнике поступают из разных источников и свидетельствуют о системе взяточничества или имеются достоверные оперативно-розыскные данные о взяточничестве и коррупции. Задержание направлено на фиксацию факта передачи взятки должностному лицу, изобличение взяткополучателя или взяткодателя в момент передачи-получения взятки или сразу после него, а также на быстрое изъятие предмета взятки. Поэтому его успех во многом зависит от правильного учета в ходе подготовки особенностей места и времени дачи взятки, свойств предмета взятки, способов наилучшей фиксации факта взяточничества. При этом необходимо четко определить состав и обязанности всех членов оперативной группы задержания и характер необходимых технических средств. Обычно задержание взяткополучателя и коррумпированного должностного лица осуществляется сразу после получения взятки, а иногда (с учетом возникшей ситуации) в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации. При этом очень важно задержание провести таким образом, чтобы взяткополучатель не мог избавиться от предмета взятки до момента задержания И не смог придумать какое-либо подходящее объяснение факту нахождения у него предмета взятки. В то же время моменты задержания и допроса должны быть максимально приближены.

Обыск является важнейшим первоначальным следственным действием по таким делам.

Задачи обыска по месту службы и проживания и личного обыска при этом не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки и отысканием данных, свидетельствующих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнаруженные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежали взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать внимание на различные записи, переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток. Надо помнить, что по делам о взяточничестве при наличии квалифицирующих обстоятельств виновным угрожает конфискация имущества. Следовательно, при обыске необходимо выявить такое имущество и наложить арест на него.

В целях точной фиксации обстановки, в которой происходила передача взятки, целесообразен осмотр места происшествия. В ходе осмотра могут быть также выявлены, зафиксированы и изъяты следы получения и передачи взятки и особенно документальные данные, которые должны быть подвергнуты отдельному осмотру.

При осмотре документов по делам о взяточничестве можно обнаружить факты, подтверждающие неправильный или необычный порядок действий в интересах взяткодателя и об «особом» порядке прохождения документов через соответствующие отделы, а также данные, указывающие на размеры взятки. Например, отсутствие на документе необходимых регистрационных номеров и штампов, а также отметок тех должностных лиц, которые обязаны были принять этот документ или разрешить содержащийся в нем вопрос, письменные указания руководителей вышестоящей организации о положительном решении просьб без соответствующей проверки и согласования в случаях, когда такой порядок строго оговорен в соответствующих нормативных актах. Указанные данные свидетельствуют о необычном порядке оформления документа и разрешении этого или иного вопроса. В свою очередь осмотр различного рода счетов за якобы выполненные взяткополучателем работы позволяет установить размер полученной взятки. В тех случаях, когда в первичных материалах не содержится конкретных указаний о лице, получившем взятку, осмотр документов помогает выявить взяткополучателя. С этой целью в учреждении, куда обращался предполагаемый взяткодатель, производится изъятие и осмотр документов для установления круга должностных лиц, которые должны были рассмотреть и разрешить интересующий взяткодателя вопрос. На основе изучения таких документов обычно удается определить круг лиц, среди которых следует искать взяткополучателя.

На последующей стадии расследования чаще проводятся допросы свидетелей (новых и тех, в показаниях которых были какие-то неточности, неполнота или искаженные факты), различные виды судебных экспертиз, очные ставки, проверка показаний на месте и осуществляется допрос обвиняемого.

Чаще всего при расследовании взяточничества проводятся криминалистические экспертизы. В частности, трасологические (по следам пальцев рук на документах и предметах), почерковедческие (для идентификации исполнителей различного рода записей, изъятых при обыске), технико-криминалистического исследования документов (для восстановления записей по вдавленным штрихам, залитых и замазанных записей, установления факта уничтожения каких-либо записей вместе с листами, установление целого документа по его обрывкам и т.д.).

Допрос обвиняемого

Допрос обвиняемого. На последующем этапе, с тактической точки зрения, допрос – одно из самых сложных следственных действий, ибо из-за отсутствия прямых свидетелей взяточничества и коррупции и незаинтересованности всех его участников в раскрытии своей преступной деятельности, его проведение часто приходится производить в ситуации, когда в материалах следствия имеются некоторые проблемы. К тому же все участники этого преступления, если они привлечены к ответственности, обычно на допросе всячески изворачиваются, пытаясь свести взятку к возвращению или получению долга, к присвоению находки, забытой кем-то вещи и т.д.

При подготовке к допросу обвиняемых по таким делам большое значение имеет тщательное изучение личности допрашиваемых, выявление у них таких черт и особенностей взаимоотношений взяточников, которые могут быть использованы при выборе тактических приемов допроса. Вместе с тем следует продумать тактику предъявления отдельных доказательств. При достаточности доказательств их целесообразнее всего предъявлять не разрозненно, а в продуманной совокупности тесно связанных между собой доказательств. При этом четко должна быть определена и последовательность их предъявления. Например, часто эффективной бывает такая последовательность: вначале предъявляются признательные показания взяткодателя, затем показания посредника (если он есть) и в завершение выписка из лицевого счета допрашиваемого взяткополучателя в Сбербанке, коммерческом банке, данные о счете в зарубежном банке и другие данные, свидетельствующие о получении им денежной и иной взятки. При некоторых пробелах в собранных доказательствах целесообразно сосредоточить сначала внимание на выявлении второстепенных деталей, умело при этом используя оперативно-розыскную информацию о допрашиваемом (о его прошлом, связях, окружении, привычках и т.д.). Такой прием может создать у допрашиваемого представление о полной осведомленности следователя о его преступной деятельности.

При допросе обвиняемых в таких ситуациях целесообразна и максимальная детализация их ответов по всем обстоятельствам совершения преступления. Это может затруднить их попытку отказаться впоследствии от своих признательных показаний. В этих же целях желательно использовать средства звуко- или видеозаписи.

Основным направлением профилактического внимания следователя по этим делам обычно является сфера организации и правового регулирования соответствующей служебной деятельности (подбора и расстановки кадров, контроля за деятельностью должностных лиц и др.). Меры профилактического воздействия в основном сводятся к предложениям, направленным на устранение выявленных недостатков организационно-правовой деятельности в сфере данной служебной деятельности и в индивидуально-воспитательной работе с субъектами расследуемого преступления.

be5.biz