3 основных закона познания

3 основных закона познания

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

  • Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.
  • Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.
  • Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.
  • 2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

    • Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.
    • Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.
    • 3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

      Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

      Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

    • Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.
    • Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
    • Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.
    • Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.
    • Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.
    • Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.
    • Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

    Закон отрицания отрицания.

    Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

    Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

    Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

    filosofedu.ru

    Законы диалектики как фундаментальные принципы бытия и познания. Три основных закона диалектики

    как фундаментальные принципы

    бытия и познания.

    Три основных закона диалектики

    Исследование методов и приемов научного исследования было органически связано Энгельсом с дальнейшей разработкой основных законов и категорий материалистической диалектики. Рассматривая реальный ход процесса познания в естественных и общественных науках, он существенным образом переосмысливает ряд законов диалектики, сформулированных Гегелем. Это означало дальнейшее развитие категориальной основы марксистской философии.

    В разделе «Диалектика» Энгельс, доказывая ошибочность гегелевского свед?ния законов диалектики к законам мышления, пишет, что законы диалектики абстрагируются из истории природы и человеческого общества. «Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления» [1, т. 20, с. 384]. Будучи познанными, общие диалектические законы сами становятся эвристическим средством в дальнейшем исследовании природы, истории и самого процесса познания.

    Анализируя характер действия в природе диалектических законов, Энгельс отмечает их всеобщность для теоретического естествознания. В частности, говоря о законе перехода количества в качество и обратно, Энгельс пишет: «…в природе качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» [там же, с. 385]. Рассматривая под этим углом зрения данные физики и химии, Энгельс приходит к выводу, что «невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела» [там же]. Соответственно, с другой стороны, «чисто количественная операция деления имеет границу, где она переходит в качественное различие: масса состоит из одних молекул, но она представляет собой нечто по существу отличное от молекулы, как и последняя в свою очередь есть нечто отличное от атома» [там же, с. 386].

    Опираясь на достигнутый уровень научного знания своего времени, Энгельс высказывает идеи, на много десятилетий опередившие развитие науки. Так, подчеркивая в приведенной выше цитате отличие тела от молекул, его составляющих, он привлекает внимание исследователей к изучению сущности массы, но при этом предостерегает их от упрощенно-механического представления о предопределенности свойств целого свойствами составных его частей. Тем самым Энгельс указывает на сложность понятия массы (эта проблема далеко еще не разрешена и в современной физике).

    Диалектический подход помогает Энгельсу глубоко осмыслить методологическую функцию физических постоянных в познании: «…константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначения узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, – где, следовательно, количество переходит в качество» [там же, с. 387]. В плане познавательной деятельности это значит, что нарушение определенных единств качественных и количественных изменений, соответствующих константам, означает «снятие» старого уровня и переход к новому уровню реальности, а в познании это влечет за собой необходимость перехода к новой теоретической системе знания.

    Большое внимание Энгельс уделяет рассмотрению естественных наук как теоретической целостности, в которой действуют всеобщие диалектические закономерности. Такой подход, например, привел его к характеристике химии как науки, где закон перехода количественных изменений в качественные проявляется наиболее ярко и празднует «свои величайшие триумфы» [там же]. Это дает Энгельсу основание определить химию как науку «о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» [там же].

    Диалектико-материалистическая исходная позиция позволяет Энгельсу глубоко научно определить предметы различных естественных наук на современном ему историческом уровне их развития. Он определил механику как науку «о небесных и земных массах», физику как «механику молекул», а химию как «физику атомов» [там же, с. 386]. Дальнейшее развитие естественнонаучного знания внесло поправки в перечень объектов отдельных наук, но полностью подтвердило истинность общей концепции [см., напр., 6][13].

    Анализ механизма «перехода» количественных изменений в качественные и наоборот опирается у Энгельса на положение о всеобщности борьбы противоположностей как причины развития всякого процесса и явления. В «Анти-Дюринге», критикуя метафизический способ мышления, который «за отдельными вещами… не видит их взаимной связи, за их бытием – их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса» [1, т. 20, с. 21], Энгельс показывает, что, например, «органическое существо в каждое данное мгновение является тем же самым и не тем же самым…» [там же]. В общем виде «оба полюса какой-нибудь противоположности – например, положительное и отрицательное – столь же неотделимы один от другого, как и противоположны, и… они, несмотря на всю противоположность между ними, взаимно проникают друг друга» [там же, с. 22].

    В «Диалектике природы», анализируя обширный естественнонаучный материал и критически оценивая категориальный состав гегелевской «Науки логики», Энгельс выделяет и формулирует три основных закона материалистической диалектики, которые получили свое яркое освещение в «Анти-Дюринге». Это законы взаимопроникновения, единства и борьбы противоположностей (т.е. всеобщей противоречивости вещей, процессов и явлений), взаимодействия количественных и качественных изменений и отрицания отрицания.

    В «Диалектике природы» Энгельс собрал большой фактический материал, показывающий всеобщность действия закона единства и борьбы противоположностей. Классический образец универсальности диалектического противоречия Энгельс видит в единстве объективной и субъективной диалектики. «Так называемая объективная диалектика, – пишет Энгельс, – царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp.[14] в более высокие формы. Притяжение и отталкивание. В магнетизме начинается полярность; она здесь обнаруживается у одного и того же тела; в электричестве же она распределяется между двумя или несколькими телами, приходящими во взаимное напряжение. Все химические процессы сводятся к явлениям химического притяжения и отталкивания. Наконец, в органической жизни образование клеточного ядра надо рассматривать тоже как явление поляризации живого белкового вещества, а теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложнейшего растения, с одной стороны, и до человека – с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления» [там же, с. 526]. В данной цитате под «субъективной диалектикой» понимается отражение объективной диалектики в содержании наук.

    Демонстрируя на конкретном естественнонаучном материале всеобщность диалектического закона единства и борьбы противоположностей, Энгельс указывает на относительность разграничительных линий между противоположностями и подчеркивает качественное разнообразие видов противоречий. Фиксация наличия противоположностей – это лишь первая, начальная ступень исследовательской работы; гораздо более важная задача состоит в выявлении взаимосвязей, взаимодействия, взаимопроникновения и взаимопревращения противоположностей. «Hard and fast lines[15] несовместимы с теорией развития», – подчеркивает Энгельс [там же, с. 527], доказывая метафизичность «застывания» науки на уровне жесткого и неподвижного противопоставления противоположностей. Энгельс приходит к выводу: «„Или – или“ становится все более и более недостаточным» [там же]. Отсюда – обобщение Энгельса, важность и истинность которого доказывается как прошлой, так тем более и всей последующей историей науки: «Диалектика, которая точно так же не знает hard and fast lines и безусловного, пригодного повсюду „или – или“, которая переводит друг в друга неподвижные метафизические различия, признает в надлежащих случаях наряду с „или – или“ также „как то, так и другое“ и опосредствует противоположности, – является единственным, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим теперешней стадии развития естествознания» [там же, с. 527 – 528].

    Энгельс доказывает взаимозависимость противоположностей (положительное и отрицательное, часть и целое, простое и составное и т.д.), которые «имеют смысл только в своем взаимоотношении, а не каждое само по себе» [там же, с. 528].

    Много размышляет Энгельс над гносеологическим смыслом формально-логического принципа тождества. Развитие естественных наук приносило с собой все больше фактов, свидетельствовавших об узости метафизически интерпретированного формально-логического принципа тождества и подводивших к выводу, что «истинное, конкретное тождество содержит в себе различие, изменение» [там же, с. 530]. Опираясь на историю наук и историю философии, Энгельс убедительно критикует все еще разделявшиеся многими естествоиспытателями представления, что «тождество и различие являются непримиримыми противоположностями, а не односторонними полюсами, которые представляют собой нечто истинное только в своем взаимодействии, во включении различия в тождество» [там же, с. 531].

    Таким образом, через все рассуждения Энгельса проходит основополагающая методологическая идея, которая состоит в том, что законы диалектики являются фундаментальными принципами бытия и познания. Познающий субъект всегда должен учитывать, что противоположные категории – «тождество и различие – необходимость и случайность – причина и действие… превращаются друг в друга» [там же]. Жесткое их противопоставление связано с метафизическим пониманием роли и задач формальной логики в познании. В «Диалектике природы», как и в «Анти-Дюринге», Энгельс выступает не против принципов формальной логики, которые являются необходимыми инструментами познания, а против принципов тождества и непротиворечия, взятых «в старометафизическом смысле».

    fil.wikireading.ru

    Основные законы диалектики

    Диалектика — учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта.

    Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.

    Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония — противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония — одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт — борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого — системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов:

    4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое — гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия — эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант — развитие через борьбу противоположностей.

    Пример на политической сфере. Этапы 1-3 — недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот. 4.2. Гражданская война. 4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

    Закон перехода количества в качество

    Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример — изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь — температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы.

    Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок — переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример — как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

    Закон отрицания отрицания

    Закон отрицания отрицания — закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне.

    Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается.

    В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое — это хорошо забытое старое, или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым.

    Гегель — немецкий философ 19 века — представлял развитие в виде спирали. Цикл развития — виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.

    Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись. Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.

    crypto.hut2.ru

    Три закона диалектики

    Занимаясь психотерапией, и особенно — интегративной практикой, я постоянно обращаюсь к диалектике, ибо без понимания этой фундаментальной дисциплины, на мой взгляд не возможно эффективно решать жизненные задачи, и вообще не возможно построить какое-то адекватное и надежное представление о мире.

    К моему глубокому сожалению, с уходом в прошлое советской системы образования, всё меньше и меньше молодых людей знают эти три фундаментальных закона, и мне нередко приходится рассказывать о них прямо по ходу сессии.

    В моих планах давно значился пунктик написать материал по этим трем законам диалектики у себя на сайте, написать о них с тем примерами, которые мне в свое время приводил отец — тогда еще простой школьный учитель — рассказывая об этих законах.
    Но, вот случайно попался хороший, добротный, и вместе с тем — достаточно легко написанный материал по трем законам диалектики, который, пожалуй, вполне может работать — пока я свой не написал:)
    Теперь буду просто рекомендовать ученикам и клиентами прочитать эту статью и потренироваться в осмыслении жизни в свете этих трех законов диалектики. Прекрасная практика для развития гибкого,пластичного, живого мышления.

    4 мая 2011, 15:29

    Приведём три закона диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Переход количества в качество», и «Отрицание отрицания».

    Разберём первый закон, «Единство и борьба противоположностей». Когда может возникнуть борьба? Когда имеется две стороны, между которыми происходит эта борьба. Если второй стороны нет, то и борьбы не происходит. Противоположности едины в своей борьбе, борьба объединяет противоположности в единое целое. Не обязательно борьба на физическом уровне, мысли, желания, — всё имеет свою противоположность, а значит, противостоят друг другу, и борются между собой.

    Второй закон: «Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.

    Третий закон: «Отрицание отрицания». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество. Когда это продолжает к вам поступать, то вы уже стараетесь избавиться от лишнего. То есть вы отрицаете то, что ещё недавно вам было необходимо.

    Разберём это на конкретном примере.

    Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости. То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями. Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.

    Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт отрицание отрицания. Это требует дополнительного разъяснения. Чувство насыщения, является противоположным, по отношению к чувству голода, то есть является отрицанием чувства голода. Когда мы съедаем больше чем необходимо организму, мы больше не хотим далее насыщаться, то есть, начинаем отрицать чувство насыщения, а так как насыщение уже является отрицанием, то происходит уже отрицание отрицания, и мы начинаем двигаться к противоположному полюсу.

    Чтобы довести наше рассуждение до логического конца, необходимо те же рассуждения провести по отношению к чувству голода, то есть когда чувство голода доходит до такой степени, что мы ни о чём другом, кроме еды думать не можем, мы начинаем его отрицать, то есть, ищем средство (еду) его уничтожения.

    В результате мы постоянно имеем: первое – борьбу противоположностей, второе – переход количества в качество, и в конечном итоге – отрицание отрицания.

    К чему все эти рассуждения? Хотелось бы опять же подвести к начальному этапу эволюции, когда существовало только ничто. Когда ничто разделилось на две части, между ними возникло напряжение (отношение). Что произошло? Два (два ничто) породило одно (напряжение), это одномоментный процесс, то есть при разделении ничто на две части одновременно возникает напряжение. Можно сказать, что напряжение, разделило ничто на две части. Что мы видим? Возникло две противоположности, и одновременно количество перешло в качество. Два ничто превратились в одно разно полюсное напряжение. Когда напряжение достигает максимальной величины (для данного процесса), оно начинает стягивать два ничто в одно и при воссоединении ничто, напряжение исчезает (зато в этой точке максимальное значение импульса движения, то есть максимальный потенциал), то есть опять переходит в другое качество. По аналогии с вышеприведённым примером, можно сказать, что когда пустота не разделена на две части, она соответствует отсутствию и голода и насыщения, то есть, находится в срединной точке (срединный путь и т.д.).

    Ноль всегда и везде находится точно в середине, в точке равновесия, и всегда обладает наивысшим потенциалом. Если применить это к вышеприведённому примеру, то мы увидим такую картину: голодный (на высшей стадии) человек лежит, ничего ему не надо (кроме еды), практически он обладает нулевым потенциалом. Та же картина с человеком, который объелся, он так же лежит и не хочет чем-либо заниматься, у него как говорится даже мысли «ленивые». В состоянии не голода, и не пресыщения, то есть в среднем, человек адекватен окружающему миру, он деятелен, у него есть желания, он обладает наивысшим потенциалом. Чем меньше амплитуда качания между чувством голода и насыщения, тем ближе вы к точке равновесия, и тем большим потенциалом обладаете.

    Эти законы явно или не явно работают во всех сферах.

    Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.

    gerda07.livejournal.com

    Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании

    Главное содержание диалектики выявляют три основных ее закона:

    1. закон перехода количественных изменений в качественные, (говорит о скачкообразном характере развития);

    2. закон борьбы и единства противоположностей, (он характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту);

    3. закон отрицания отрицания, (показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и последующее превращение в противоположность (отрицание) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития). Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития.

    Все три закона нужно рассматривать вместе, что даст полную картину объекта.

    Познанные диалектические законы внешнего мира, рассматриваемые в их методологической функции, образуют диалектический метод – важнейший компонент диалектического мышления.

    В обобщенной форме основные требования к диалектическому мышлению в наиболее краткой и сжатой форме сформулировал Ленин, опираясь на Гегеля. Он выделил:

    1) чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны. Этого нам никогда не достичь, но это убережет нас от ошибок,

    2) диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, самодвижении, изменении,

    3) для познания предмета, необходимо использовать всю человеческую практику,

    4) диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…».

    Таким образом, законы диалектики применимы не только к природе, обществу, но и к процессу познания.

    Среди законов диалектики центральное место занимает закон единства и борьбы противоположностей. Его называют «ядром» диалектики. В этом законе фиксируется и развертывается содержание категории противоречия.

    Следует различать два понятия противоречия:

    В классической (двузначной) логике под противоречием понимается отношение между двумя высказываниями, которые не являются вместе истинными, и не являются вместе ложными. Это отношение конкретизируется в двух формально-логических законах:

    — законе противоречия (два отрицающих друг друга высказывания — не являются вместе истинными),

    — и законе исключенного третьего (два отрицающих друг друга высказывания не являются вместе ложными – одно из них необходимо истинно, третье же исключено).

    Современная формальная логика устанавливает, что если в системе знаний есть хоть одно противоречие, то возможно выведение и истинного и ложного положения как истинного, что обесценивает систему в познавательном отношении. В диалектической логике дело обстоит несколько иначе. С точки зрения метафизического способа понимания реальности, считалось, что если в системе знаний появлялось противоречие, то это говорило о слабости системы.

    Противоречие – это корень всякого движения. Идеала непротиворечивости нет – объединение противоречий, т.е. мы должны объединить знания.

    В настоящее время в рамках исследования формализованных языков выработано два понимания непротиворечивости:

    — синтаксическое (языковая система является не противоречивой, если в ней нельзя вывести такие два выражения – А и не-А),

    — семантическое (система непротиворечива, если существует множество объектов, для которых выражения данной системы являются истинными. В данной системе исчезает различие между истинностью и неистинностью, и в ней становится доказуемой истинность произвольных утверждений).

    Сложность состоит еще и в том, что проблему нужно правильно поставить, и только тогда возможно дальнейшее продвижение к истине.

    При столкновении с противоречием чаще всего избирается наиболее привычный и распространенный путь его устранения через доказательство ложности одной из альтернатив, попавшей в систему знания в результате якобы допущенной ошибки; однако неустранимость противоречия вынуждает исследователя принять тезис о том, что противоречие есть отображение диалектически противоречивой действительности. По сути дела, только с этого момента становится возможной проблематизация, которая есть начало, но не знания, а теоретизации.

    Вне зависимости от того, с каким предметом – статическим, развивающимся – имеет дело научное мышление, оно должно отвечать требованию непротиворечивости. Точнее, непротиворечивость является методологическим идеалом, корректирующим и стимулирующим движение научного познания. Несоответствие идеалу непротиворечивости является достаточным условием возникновения проблемных ситуаций в науке.

    Нужно найти источник противоречия, далее следуя логике, определяем, как они возникли, во что они превратились и, что будет дальше.

    Главное звено – нужно найти в предмете, т.к. в основном, все предметы имеют одинаковые «свойства».

    Гипотеза – явная форма наличия противоречия между «старым» и «новым» знанием.

    www.ifilosofia.ru