Закон об основах государственной жилищной политики

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1
«Об основах федеральной жилищной политики»

С изменениями и дополнениями от:

12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 24 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г., 22 августа 2004 г.

См. Жилищный кодекс Российской Федерации, вступающий в силу с 1 марта 2005 г.

См. Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 г. N 377

См. Постановление ВС РФ от 24 декабря 1992 г. N 4219-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»

Настоящий Закон определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

24 декабря 1992 года.

Определяются основные принципы реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливаются общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Целью федеральной жилищной политики являются: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 21 января 1993 г., N 3, ст. 99, в «Российской газете» от 23 января 1993 г. N 15, в журнале «Закон», 1996 г., N 8, с. 4

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в части дополнения статьей 15.7, которые вступают в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 17 июня 1999 г. N 113-ФЗ

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 21 апреля 1997 г. N 68-ФЗ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1996 г.

base.garant.ru

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2004 года

24 декабря 2004 года

Ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

1. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года:

1) Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 883);

2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 года «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 884);

3) пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 года N 3990-XI «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 36, ст. 1023);

5) абзац пятый Закона РСФСР от 3 декабря 1986 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 50, ст. 1467);

6) статью 3 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 года N 10482-XI «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 47, ст. 1493);

8) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 года N 10791-XI «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619);

9) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 года N 11943-XI «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 26, ст. 642);

10) статьи 3, 9, 10 и раздел III Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959);

11) Закон РСФСР от 6 июля 1991 года N 1552-1 «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963);

12) пункты 3, 9, 10 и пункт 11 (в части замены слов в статье 9) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67);

13) Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 99);

14) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 100);

15) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864);

16) пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

17) пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503);

18) Федеральный закон от 12 января 1996 года N 9-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 147);

19) Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963);

20) Федеральный закон от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 1913);

21) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467);

22) Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 876);

23) Федеральный закон от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 25, ст. 3042);

24) Федеральный закон от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ «О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3485);

25) Федеральный закон от 17 апреля 2001 года N 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647);

26) абзац девяносто восьмой статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

27) пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

28) пункты 4, 10, 17 — 22 статьи 1 Федерального закона от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918);

29) статью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

30) статьи 1 и 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135);

31) статью 4 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2);

32) статью 1 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1750);

33) статьи 2 и 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089);

34) статью 22 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 14-ФЗ.

С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 834; 1984, N 24, ст. 422; 1985, N 48, ст. 919; 1986, N 17, ст. 278; 1988, N 51, ст. 750; 1989, N 19, ст. 151; 1990, N 23, ст. 422);

2) Постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5151-Х «О введении в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 835);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1981 года N 6151-Х «О порядке введения в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 49, ст. 1286).

1. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

2. Изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

1. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

1. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Статья 10. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 672 цифры «681,» исключить;

2) в части второй статьи 679, в части первой статьи 680, в пункте 2 статьи 685 слова «о норме жилой площади на одного человека» заменить словами «о норме общей площади жилого помещения на одного человека».

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов «Не подлежат приватизации жилые помещения,» дополнить словами «предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения,».

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 14. Утратила силу с 1 сентября 2006 года. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17. Утратила силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

1. Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.

2. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обеспечение жилищных прав собственника (нанимателя) жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не определено Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, а также особенности предоставления жилого помещения по договору социального найма при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма при изъятии указанных жилых помещений и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, особенности предоставления жилого помещения по договору социального найма при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

До установления законом субъекта Российской Федерации порядка определения органами местного самоуправления дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, максимального размера этого дохода и стоимости такого имущества в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный порядок может быть установлен актом представительного органа местного самоуправления.

Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реновации жилищного фонда, особенности использования взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда, и особенности применения статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым осуществляется реновация жилищного фонда, и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

rulaws.ru

Нормативно-правовая основа жилищной политики в России

Право на жилище закреплено в Конституции Российской Федерации в статье 72. Жилищное законодательство в России принимается на федеральном и региональном уровнях власти. Самый первый закон, который назывался «Об основах государственной федеральной жилищной политики» [1] был принят за год до Конституции – в 1992 году. Именно с него было положено начало жилищной реформе, направленной на изменение модели государственной жилищной политики с патерналистской на либеральную. В 1993 году для реализации комплекса мероприятий в жилищной сфере была принята первая целевая программа «Жилище» [2]. Оба документа впоследствии утратили силу и в настоящий момент не действуют.

Во второй половине 90-х гг в связи с проблемами экономического характера, в особенности после дефолта 1998 года финансирование программы было существенно сокращено.

Следующий этап развития государственной жилищной политики в России приходится на начало 2000-х гг. В частности, в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы [3]. В рамках ее реализации также был принят целый комплекс законов, регулирующих отдельные аспекты жилищной политики (долевое участие в строительстве, защита прав потребителей при осуществлении инвестиций в строительство жилья, деятельность жилищных накопительных кооперативов и др.) [см., например, 4, ст. 40; 5, ст. 41] и направленных на увеличение объемов жилищного строительства с одной стороны и стимулирование спроса на жилье со стороны населения – с другой стороны.

В середине 2000 гг. производилась кодификация и упорядочивание законодательства в сфере строительства жилья, в результате которой появились Жилищный кодекс Российской Федерации [6] и Градостроительный кодекс Российской Федерации [7]. Помимо кодексов в декабре 2007 года было принято свыше 20 нормативно-правовых актов, образовавших базис рынка жилья в России. В 2005 году были разработаны и начали реализовываться приоритетные инвестиционные проекты. Одним из четырех ПНП стал проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

В Жилищном кодексе Российской Федерации получило закрепление право частной собственности на жилье, были зафиксированы гарантии обеспечения жильем малоимущих слоев населения (например, через инструмент социального найма, строительство маневренного фонда и другие). Также в указанном документе получили закрепление основные понятия в сфере государственной жилищной политики. В частности, право на ее осуществление было закреплено за органами государственной и муниципальной власти.

Регулирование строительства осуществляется на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кодексом предусмотрена недопустимость создания административных барьеров в строительной отрасли, необходимость установления прозрачных процедур землепользования и застройки. Вторым важным документом, регулирующим строительную деятельность, является принятый в середине 2008 года Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» [8]. Впоследствии в рамках реализации Закона был создан Федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства. Фонд уполномочен регулировать вопросы по проведению аукционов земельных участков под строительство жилья, по поддержке предприятий – производителей строительных материалов, отвечает за обеспечение инфраструктурой промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. Правительство Российской Федерации передало Фонду земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предназначенные для строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Фонд также отвечает за инфраструктурное обустройство участков, проведение конкурсов по разработке архитектурных планов зданий, занимается маркетинговыми исследованиями строительства, мониторингом застройки.

Жилищная политика и регулирование строительства тесно связаны с государственной инвестиционной политикой. Нормативно-правовую основу в данной сфере образует целый ряд правовых актов, ключевым из которых является Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [9].

Важным направлением государственной жилищной политики является поддержка и стимулирование спроса на жилье со стороны граждан. В конце девяностых годов этому вопросу уделялось немало внимания, в 1998 году был принят Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [10]. Спустя почти 10 лет была разработана и утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в России на период до 2030 года. В указанном документе в преамбуле сформулированы проблемы, сдерживающие развитие ипотеки в России, прописаны цели и ключевые задачи, а также ожидаемые результаты реализации Стратегии. В соответствии с указанным документом, главной целью развития ипотечного жилищного кредитования в России является повышение доступности жилья – в результате реализации Стратегии в 2030 году не менее 60% семей будут способны приобрести или построить жилье с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Определенным нововведением на современном этапе стало введение в жилищно-строительной сфере с 2009 года механизма саморегулирования через передачу функций лицензирования строительной деятельности, части разрешительных и контрольно-надзорных полномочий некоммерческим саморегулируемым организациям. Данные нововведения потребовали внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Саморегулирующие организации (группа экономических агентов) разрабатываются и устанавливаются правила ведения хозяйственной деятельности в строительной сфере и проводится контроль выполнения правил.

В тот же период времени (в 2007 году) был разработан проект Долгосрочной стратегии массового строительства жилья на период до 2025 года. Впоследствии была также принята на национальном уровне Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации. В разработке Концепции принимали участие Ассоциация строителей России, Институт развития регионов, некоммерческое партнерство «Свой дом», Национальная ассоциация участников ипотечного рынка, Русская ипотечная акцептная компания.

В 2008 году была разработана и принята Доктрина жизнеобустройства среднего класса России. Работы по разработке проводил Экспертный совет при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В Доктрине установлено видение, каким должно быть современное жилье, его основные признаки и границы. В документе обозначены идеологические и политические, социальные и экономические, технологические и производственные приоритеты строительства жилья, при этом особый акцент сделан на необходимости строительства жилья экономического класса.

В рамках реализации государственной жилищной политики была также утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года [11]. Документ был утвержден приказом Министерства регионального развития РФ в 2011 году. В Стратегии развития промышленности строительных материалом определены факторы развития отрасли строительных материалов, обозначена необходимость реализации проектов по модернизации существующих и созданию новых предприятий, производящих строительные материалы. Предлагается создавать инновационные кластеры строительной отрасли в динамично развивающихся регионах Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Основным стратегическим документом, определяющим приоритеты социально-экономического развития России, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [12]. В ней говорится о том, что обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения является одной из приоритетных задач государственной значимости. При этом обращает на себя внимание справедливая дифференциация предполагаемых мер государственной поддержки по отношению к различным категориям населения:

  • для малоимущих и других категорий населения, нуждающихся в поддержке за счет общественных фондов потребления, — создание социальной системы обеспечения жильем как на основе использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты;
  • для граждан с умеренными доходами – создание системы мер государственной поддержки и развития кооперации, что дает возможность таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами в основном рыночными методами;
  • для граждан с доходами выше средних – поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.

Основным документом, определяющим цели, задачи и основные направления жилищной политики в России на современном этапе является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы [13]. Программа включает в себя такие подпрограммы, как «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение жильем молодых семей», «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Главная цель Федеральной целевой программы «Жилище» сформулирована во вводной части к документу – формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности. В программе также обозначена еще одна цель — выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Цели целевой программы детализированы через задачи, среди которых — создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса, увеличение объемов строительства и жилья и за счет этого — повышение уровня обеспеченности населения жильем, развитие финансово-кредитных институтов ипотечного кредитования, повышение доступности жилья, создание и поддержание платежеспособного спроса на жилье со стороны населения, выполнение и повышение стандартов обеспечения граждан жилыми помещениями.

Первое приоритетное направление планируется развивать за счет государственного содействия развитию ипотечного кредитования, создание системы рефинансирования ранее выданных жилищных ипотечных кредитов, развитие рынка ипотечных ценных бумаг. Все мероприятия должны быть в первую очередь направлены на снижение ставки по ипотечным кредитам и увеличения объемов ипотечного кредитования (ожидаемые результаты реализации данного приоритетного направления).

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям либо в приобретении готового жилья, либо в строительстве индивидуального жилья с использованием как собственных средств, так и ипотечных жилищных кредитов.

Для реализации подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» будет продолжена деятельность по снижению административных барьеров, усовершенствованию процедур предоставления земельных участков для строительства жилья, оказание помощи в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставление государственных гарантий по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и субсидирование процентной ставки по таким кредитам. Кроме того, на уровне муниципалитетов планируется предоставление права залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.

В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличивают объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан должны предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.

Ожидается, что в результате реализации ФЦП «Жилище» годовой объем ввода жилья в 2015 году составит 90 млн. кв. метров общей площади жилья; количество семей, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2011-2015 годах составит 83,54 тыс. семей; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 – 2015 годах составит 172 тыс. семей.

Таким образом, за почти 20-ти летний период была сформирована эффективная нормативно-правовая база осуществления государственной жилищной политики, регулирования сферы строительства жилья и объектов инфраструктуры. В различных правовых документах получили закрепление цели, задачи и основные направления государственной жилищной политики. Получило юридическое закрепление существовавшее на практике разнообразие инструментов государственной жилищной политики в рамках смешанной модели и предполагающие наряду с вмешательством государства в отдельные вопросы развитие частной инициативы и предпринимательства.

Литература

  1. Об основах федеральной жилищной политики: Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 (ред. от 22.08.2004). Документ утратил силу // Российская газета. №15. 23.01.1993.
  2. О государственной целевой программе «Жилище» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 20.06.1993 № 595 (ред. от 26.07.2004). Документ утратил силу. В данном виде документ не был опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  3. Об утверждении федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. ст. 3770.
  4. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005, №1 (часть 1), ст. 40.
  5. О жилищных накопительных кооперативах: Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. №1 (Часть 1).[1]
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. №1 (Часть 1). Ст.14.
  7. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. №1 (часть 1). ст.16.
  8. О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч.2). ст. 3617.
  9. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. №9. ст. 1096.
  10. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №29. ст. 3400.
  11. Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года: Приказ Минрегиона РФ от 30.05.2011 № 262 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2011. №4.
  12. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. ст. 5489.
  13. Об утверждении Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.: Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 // Собрание законодательства РФ. 2011. №5. Ст. 739.

Экономика. Государство. Общество.
Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых © УИУ РАНХиГС, 2010-2014.

ego.uapa.ru