Налоги кыргызской республики

Законодательство Кыргызской Республики

База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

kg.spinform.ru

№1751: Какие налоги должно платить ОсОО?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, какаие налоги должны платить ОсОО?

Вообще, стоит ли регистрироваться как ОсОО или лучше как ЧП / ИП, если бизнес будет основан на деятельности веб-сайта? Веб-сайт не подлежит ни обязательному, ни добровольный патенту. (учередитель пока только один). Спасибо

ОсОО — более сложное образование в плане того, что вам необходимо будет привлекать бухгалтера, составлять отчеты в налоговую и соцфонд, больше документального оформления (устав, решение о создании, необходима печать и тд). Но при этом, зарегистрировавшись в качестве ОсОО, есть неплохой вариант осуществлять свою деятельность на основе единого налога, если вы не являетесь плательщиком НДС. Отчетность — раз в квартал, Ставка — 6% с выручки.

Регистрация в качестве ИП гораздо проще, но также может потребоваться бухгалтер для предоставления отчетности.

Самый простой вариант — взять также добровольный патент, смотря чем будет заниматься ваш сайт (реклама, коммерция, услуги какие-то, например) и каждый месяц просто платить фиксированную стоимость патента.

Общеизвестно, что налоги платить нужно — из налогов состоит государственная казна. Но, на ряду с этим, зачастую предприниматели задаются вопросом: «А возможно ли законно платить меньше?». Ответ на этот вопрос, зависит от определенной категории предпринимательской деятельности. Ниже приводим все виды налогов, установленных Налоговым кодексом КР.

К общегосударственным видам налогов относятся:

1) подоходный налог (10% в месяц от суммы отчисления);

2) налог на прибыль (10% в месяц от суммы отчисления);

3) налог на добавленную стоимость «НДС» (12% если доход составил более 4 млн. сомов в месяц)

4) акцизный налог (ставка налога зависит от единицы измерения подакцизного товара, уплачивается ежемесячно);

5) налоги за пользование недрами (бонуся зависят от геологических запасов и прогнозных ресурсов, о роялти от объема отбираемой воды в натуральном выражении);

6) налог с продаж (1,5 до 5% каждый месяц).

К местным налогам относятся:

1) земельный налог (ставка налога зависит от зонального коэффициента для экономико-планировочных зон и коэффициента коммерческого использования земельных участков. Налог уплачивается раз в год);

2) налог на имущество (ставка налога зависит от объекта имущества, уплата производится раз в год);

К специальным налоговым режимам относятся:

1) налог на основе обязательного патента (от 2 000 до 100 000 сомов каждые 30 дней);

2) налог на основе добровольного патента (согласно, ставкам в списке патентной деятельности);

3) упрощенная система налогообложения на основе единого налога (4% и 6% один раз за квартал);

4) налоги на основе налогового контракта (от 10 до 25% раз в год);

5) налоговый режим в свободных экономических зонах (только в отношении деятельности субъектов СЭЗ);

6) налог на специальные средства (только бюджетные учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета и имеющие специальные средства);

7) налоговый режим в Парке высоких технологий (только в отношении резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих хозяйственную или внешнеэкономическую деятельность);

Исходя из вышеописанного следует, что выплата налогов зависит от вида предпринимательской деятельности, объема дохода и его временного интервала.

Предлагаем рассмотреть несколько распространенных ситуаций. Например, независимый специалист-эксперт оказывает услуги. Следуя букве закона, ему не обязательно нужно быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (ЧП), достаточно иметь добровольный патент на занятие предпринимательской деятельностью и уплатить твердую ставку налога — ежемесячно (1 500 сомов).

Следует отметить, относительно налообложения для юридических лиц, самым выгодным налоговым режимом для юридического лица малого и среднего бизнеса является — упрощенная система налогообложения на основе единого налога.

Об едином налоге

Уплату этого вида налога могут осуществлять субъекты предпринимательства, если ими соблюдены одновременно следующие условия:

1) объем дохода за год не превышает размер регистрационного порога по НДС;

2) организация или индивидуальный предприниматель не является налогоплательщиком НДС;

Налогоплательщик единого налога, освобождается от уплаты налога на прибыль (10% раз в квартал) и налога с продаж (от 1,5 до 5% раз в месяц).

Налоговым периодом единого налога является один квартал.

О налоговом контракте

Данный контракт заключается между налогоплательщиком и органом налоговой службы, и определяет согласованное налоговое обязательство налогоплательщика в размере фиксированных сумм следующих налогов:

1) налога на прибыль;

2) НДС на облагаемые поставки;

3) налоги с продаж;

Сумма налогового обязательства по контаркту принимается в размере, превышающем наибольшую сумму налоговых обязательств за 3 предшествующих года не менее чем на 25% за первый год заключения контракта.

При последующих перезаключениях контракта сумма налогового обязательства принимается в размере, превышающем сумму налогового обязательства за предшествующий календарный год не менее чем на 10%.

Субъекты общественного питания, осуществляющие деятельность более 3 месяцев, имеют право заключить налоговый контракт в любом месяце.

Консультация проведена Юридической компанией «ПРЕЦЕДЕНТ»

law.kg

Налоговая система Кыргызской Республики

Налоговая система Кыргызской Республики

М.А. Исмаилов,
Первый заместитель Руководителя
налоговой службы Кыргызской Республики

Н.Т. Мамбеталиев,
к.т.н.

Налоговая служба Кыргызской Республики состоит из центрального аппарата Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов и территориальных органов — государственных налоговых инспекций по областям и г. Бишкеку, районам и городам.

В Кыргызской Республике сложилась двухуровневая система налогов (см. табл. 1).

Перечень налогов Кыргызской Республики

I. Общегосударственные налоги и сборы

Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

См. раздел по акцизам

По отдельной шкале

Налог на пользование автомобильными дорогами

0,8 % от объема товарной продукции (для промышленных предприятий) или 0,08 % от товарооборота (для торговых предприятий)

Отчисление средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1,5 % от стоимости реализованной продукции

Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы

2-15 % от стоимости выпущенной товарной продукции

II. Местные налоги и сборы

Налог с владельцев транспортных средств

4,5-15 сомов с каждой лошадиной силы в зависимости от вида транспорта

Не более 5 % от ММОТ за каждый день проживания

Налог на рекламу

Сбор с владельцев собак

Не более 2 ММОТ

Сбор за право проведения аукционов, лотерей, конкурсов и выставок

Не более 10 % от суммы призового фонда

Сбор за парковку автотранспорта

Не более 3 % ММОТ

Налог за право пользования местной символикой

Не более 0,1 % стоимости реализованной продукции

Сбор со сделок на товарно-сырьевой бирже

Не более 0,1 % суммы сделки

Сбор за вывоз мусора с территорий

Не более 25 % ММОТ

Налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению

Размер определяется местным кенешем (госадминистрацией)

Налог на право охоты и рыболовства

Не более 30 % ММОТ

Налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье

Не более 20 % ММОТ

Налог на видеосалоны и концертно-зрелищные мероприятия

Налог на оказание платных услуг населению и с розничных продаж

Не более 2 % от стоимости оказанных услуг или товарооборота

Налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади или их части

0,4 % от балансовой стоимости

Налог на добавленную стоимость

НДС представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая налогооблагаемые импортные поставки.

Объекты обложения НДС:

1) налогооблагаемые поставки;

2) налогооблагаемый импорт.

Ставки НДС. Уплата НДС производится по ставке 20 % от стоимости налогооблагаемых поставок и налогооблагаемого импорта товаров (за исключением акцизного налога по подакцизным товарам) и поставок, подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.

Порядок исчисления НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, подлежащей уплате по всем налогооблагаемым поставкам, осуществленным в налоговый период, и суммой налога по материальным ресурсам, подлежащей зачету в тот же налоговый период.

Порядок зачета НДС. При уплате НДС в бюджет налогооблагаемым субъектам предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания налогооблагаемых поставок, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Кыргызской Республики (далее — Налоговый кодекс). При этом не подлежат зачету суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате за приобретенные материальные ресурсы, используемые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от уплаты НДС.

За исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом, НДС, уплаченный за приобретенные материальные ресурсы, работы и услуги, подлежит зачету:

1) при всех налогооблагаемых поставках товаров, выполненных работ и оказанных услуг одними налогооблагаемыми субъектами в адрес других налогооблагаемых субъектов в течение налогового периода;

2) при осуществлении налогооблагаемым субъектом всего налогооблагаемого импорта товаров за налоговый период.

При уплате НДС в бюджет налогооблагаемые субъекты имеют право на фиксированный зачет в размере 10 % от стоимости приобретенных материальных ресурсов, а по хлопку-сырцу — 12 % от его стоимости, поставляемых в соответствии с частью третьей ст. 139 Налогового кодекса и используемых в производстве для целей поставок.

Налогооблагаемым субъектам, осуществляющим строительно-монтажные работы, предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания налогооблагаемых поставок.

Под налоговым периодом по НДС понимается следующий период:

1) за исключением случаев, регулируемых Налоговым Кодексом, — период в один месяц, который начинается с первого числа этого месяца;

2) если налогооблагаемый субъект впервые зарегистрирован как плательщик НДС, — период, который начинается с даты выдачи регистрационного свидетельства;

3) в месяц аннулирования регистрации налогооблагаемого субъекта — период, который начинается с первого дня данного месяца и заканчивается в день аннулирования регистрации.

Место поставки товаров. Если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, местом поставки товаров считается место, куда поставщик поставил или иным способом предоставил товар в распоряжение; если поставка или предоставление в распоряжение включает транспортировку, то местом поставки товара считается местонахождение товара в момент начала транспортировки.

Местом поставки электроэнергии, газа, отопления, рефрижераторных услуг или кондиционирования воздуха считается место, где вышеперечисленные товары и услуги были получены.

Место поставки работ или услуг. Если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, местом поставки работ и услуг считается место, где эти работы выполнены или где данные услуги оказаны. Местом поставки работы или услуги, связанной с земельной собственностью или недвижимостью, считается место нахождения земельной собственности или недвижимости. Местом поставки работ или услуг по перевозке либо услуг, связанных с перевозкой, является место, где происходит транспортировка.

Импорт товаров имеет место в момент пересечения таможенной границы Кыргызской Республики в соответствии с положениями таможенного законодательства.

Освобожденными от обложения НДС поставками являются:

— поставка жилых сооружений или аренда жилых помещений;

— поставка земли, за исключением случаев ее сдачи в аренду для парковки или стоянки транспортных средств;

— поставка сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными производителями и т.д.

Освобождаются от обложения НДС следующие товары:

1) медикаменты в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики;

2) учебные пособия и школьные принадлежности, научные издания;

3) детское питание.

Экспорт товаров является поставкой с нулевой ставкой НДС, за исключением экспорта товаров в государства, применяющие в отношении Кыргызской Республики принцип «страна происхождения», и экспорта золотого сплава и аффинированного золота.

Поставка работ или услуг, связанных с международными перевозками пассажиров, багажа и грузов, является поставкой с нулевой ставкой НДС.

Акцизными налогами (акцизами) облагаются товары, произведенные на территории Кыргызской Республики и импортируемые на территорию Республики, перечень которых приводится в ст. 162 Налогового кодекса.

Экспортируемые подакцизные товары не облагаются акцизами при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением экспорта в другие государства-участники СНГ и случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Кыргызская Республика.

Экспорт подакцизных товаров в государства-участники СНГ, применяющие в отношении Республики принцип «страна назначения», не облагается акцизами при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт.

Плательщиками акцизного налога являются все юридические и физические лица, производящие подакцизные товары на территории Кыргызской Республики, или импортирующие подакцизные товары, или осуществляющие игорный бизнес на территории Республики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

Объектом обложения акцизами для товаров отечественного производства является стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар, или физический объем готовой продукции.

Импортируемые подакцизные товары облагаются по таможенной стоимости, определяемой в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики, или по физическому объему в натуральном выражении.

Акцизы на импортируемые товары уплачиваются в день, определяемый таможенным законодательством Кыргызской Республики для уплаты таможенных платежей.

От уплаты акцизов освобождаются следующие импортируемые товары:

1) подакцизные товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки, а также приобретенные за границей для ликвидации аварии (поломки);

2) товары, оказавшиеся вследствие повреждения до их пропуска через таможенную границу Кыргызской Республики непригодными к использованию в качестве изделий и материалов;

3) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, и т.д.

В настоящее время акциз взимается по следующим ставкам (см. табл. 2).

Ставки акцизного налога

Крепленые напитки, крепленые соки и бальзамы

Табачные изделия:
— сигареты с фильтром

— сигареты без фильтра

Прочие изделия, содержащие табак

Ювелирные изделия из золота, платины или серебра

Выделанные и невыделанные меховые шкурки

Изделия из натурального меха

Пальто, полупальто, жакеты, накидки с применением отделки из меха

Одежда из натуральной кожи

Изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы

Огнестрельное и газовое оружие

Нефтепродукты:
— бензин, легкие и средние дистилляты и прочие бензины

— масла и газоконденсат

— нефть сырая и нефтепродукты сырые (кроме АО «Кыргызнефтегаз»)

Ковры и ковровые изделия

Налог на прибыль юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются все юридические лица — резиденты, осуществляющие экономическую деятельность и получающие прибыль от источника доходов как в Кыргызской Республике, так и за ее пределами, а также все юридические лица — нерезиденты, осуществляющие экономическую деятельность в составе постоянного учреждения Кыргызской Республики и получающие прибыль от источника доходов в Республике.

Объектом обложения налогом является прибыль, исчисляемая как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.

К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме работ и услуг, включая:

— все доходы от реализации продукции (работ, услуг);

— все доходы от реализации активов, не подлежащих амортизации, с учетом корректировки их стоимости на инфляцию;

— доходы по процентам, кроме ранее обложенных налогом у источника выплаты в Кыргызской Республике;

— страховые суммы по договорам страхования, за исключением выплат по страховому случаю (событию) в части основных средств в пределах их балансовой стоимости в случае направления этих выплат на восстановление основных средств или приобретение аналогичного вида основных средств, и т.д.

Отрицательные суммы балансовой стоимости амортизируемых активов на конец года приравниваются к нулю.

Совокупный годовой доход налогоплательщика-резидента состоит из дохода, полученного налогоплательщиком на территории Кыргызской Республики и за ее пределами, а доход налогоплательщика-нерезидента — из дохода, полученного из источника на территории Республики.

Из совокупного годового дохода юридических лиц вычитаются следующие затраты, связанные с его получением:

1) на оплату труда;

2) на предоставление материальных и социальных льгот работающим;

3) все другие производственные расходы, связанные с получением дохода;

4) на страхование активов, связанных с экономической деятельностью.

Командировочные расходы подлежат вычету только в размере фактических затрат согласно представленным документам, а в случае отсутствия документов — в размере, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Амортизационные начисления по основным средствам, используемым в производстве и подверженным износу, подлежат вычету из совокупного годового дохода юридических лиц.

Подлежащие амортизации основные средства классифицируются по пяти группам.

По зданиям, сооружениям и строениям (далее — строениям) амортизация начисляется на каждое строение отдельно. Если балансовая стоимость строений в результате износа стала ниже 45 ММОТ, то вычеты на амортизацию этих строений в текущем налоговом году разрешены на суммы, равные их остаточной балансовой стоимости.

Сумма превышения вычетов налогоплательщика над его совокупным годовым доходом (убыток) переносится налогоплательщиком на срок до пяти календарных лет в качестве вычетов из совокупного дохода соответствующего года.

Прибыль юридических лиц подлежит обложению налогом по ставке 10 %.

Прибыль общества инвалидов I и II группы, а также предприятий Кыргызского общества слепых и глухих, в которых инвалиды, слепые и глухие составляют не менее 50 % от общего числа занятых, облагается налогом по нулевой ставке.

Проценты, выплачиваемые юридическим лицам, облагаются налогом у источника выплаты по ставке 5 % от причитающейся суммы.

Доход нерезидента, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, подлежит налогообложению у источника выплаты без осуществления вычетов по следующим ставкам:

1) дивиденды и проценты — 10 %;

2) страховые платежи, полученные по договорам страхования или перестрахования рисков, — 5 %;

3) телекоммуникационные или транспортные услуги в международной связи и перевозках между Кыргызской Республикой и другими государствами — 5 %;

4) доходы от авторских гонораров, оказания услуг (включая услуги по управлению, консультационные услуги), от аренды и другие доходы — 30 %.

От налогообложения освобождаются прибыль общественных организаций от благотворительной деятельности и прибыль исправительно-трудовых учреждений ГУИН МВД Кыргызской Республики.

Налог на прибыль зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями (совместное предприятие) взимается в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. Совокупный годовой доход юридических лиц уменьшается на сумму безвозмездно переданного актива, включая денежные средства, некоммерческим организациям, занимающимся благотворительной деятельностью, в размере, не превышающем 2 % налогооблагаемого дохода налогоплательщика. От налогообложения освобождаются дивиденды, полученные юридическими лицами — резидентами Кыргызской Республики.

Юридические лица обязаны ежемесячно вносить в бюджет суммы текущих платежей налога, за исключением суммы налога, удержанного у источника его дохода, не позднее 20-го числа каждого месяца.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщиками подоходного налога являются все физические лица — резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, имеющие доход.

Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединений, ассоциаций и других сельскохозяйственных формирований, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, уплачивают только земельный налог.

Объектом обложения налогом является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.

К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг.

Совокупный годовой доход включает суммы, перечисленные третьей стороне в качестве:

— взаиморасчета по задолженностям налогоплательщика третьей стороне;

— расчета в связи с прямыми или косвенными расходами, понесенными третьей стороной за налогоплательщика.

Совокупный годовой доход налогоплательщика-резидента состоит из доходов, полученных налогоплательщиком на территории Кыргызской Республики и за ее пределами.

Совокупный годовой доход налогоплательщика-нерезидента состоит из дохода, полученного из источника, находящегося в Кыргызской Республике.

В состав налогооблагаемого совокупного годового дохода не включаются суммы дооценок товарно-материальных ценностей, суммы полученных ипотечных кредитов.

Из совокупного годового дохода вычитаются следующие затраты налогоплательщика, связанные с его получением:

— на оплату труда;

— на предоставление материальных и социальных льгот работающим;

— на оплату посреднических услуг брокеров, дилеров и инвестиционных фондов по инвестированию средств в ценные бумаги;

— все другие производственные расходы, связанные с получением дохода;

— на страхование активов, связанных с экономической деятельностью.

Командировочные расходы подлежат вычету только в размере фактических затрат согласно представленным документам, в случае отсутствия документов — в размере нормативов, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.

Налогооблагаемый доход у источника выплаты — физического лица подлежит обложению налогом по следующим ставкам в зависимости от совокупного дохода, полученного в календарном году:

1) до 50-кратной минимальной годовой заработной платы — 10 % с суммы дохода;

2) свыше 50-кратной минимальной годовой заработной платы — сумма налога с 50-кратной минимальной заработной платы плюс 20 % с суммы, превышающей ее.

От налогообложения освобождаются следующие виды доходов:

— доход в виде собственности, полученной в качестве наследства, подарка одним физическим лицом от другого или же в качестве гуманитарной помощи, за исключением:

собственности, полученной в качестве компенсации за труд;

собственности, полученной за оказание услуги либо выполнение какого-либо обязательства;

— алименты, получаемые на детей в соответствии с действующим законодательством;

— любой доход от передачи собственности между супругами или между бывшими супругами, произошедшей вследствие развода;

— страховые выплаты по факту смерти застрахованного лица;

— суммы компенсации от несчастных случаев на производстве и в быту;

— компенсация по причине травмы, выплачиваемая по договорам страхования здоровья или от несчастных случаев;

— доход физических лиц от реализации домашнего скота, птицы или домашней живности в живом виде или в сыром и переработанном виде и др.

Земельный налог

Земельный налог — это форма обязательной ежегодной платы в соответствующие бюджеты (республиканский и местный) за право пользования земельным участком.

Объектом налогообложения являются земельные участки.

Плательщиками земельного налога являются землепользователи независимо от форм собственности, чье право землепользования удостоверено специальным документом установленного образца — государственным актом, временным удостоверением, свидетельством на право пользования земельным участком или его долей.

Размер земельного налога по сельскохозяйственным угодьям устанавливается в зависимости от качества (плодородия) почв, месторасположения и площади земельного участка, а по землям несельскохозяйственного назначения он определяется так же, как и для земель сельскохозяйственного назначения соответствующей категории, но с учетом инфраструктуры и различной градостроительной ценности.

Базовые ставки земельного налога и порядок его уплаты принимаются ежегодно по представлению Правительства Кыргызской Республики Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызстана. На 2002 год ставки земельного налога установлены в среднем от 6,6 (для пастбищ) до 315 (для орошаемой пашни) сом/га. 90 % земельного налога направляются в городские бюджеты, 10 % — в районные.

Приняты следующие сроки уплаты земельного налога.

Годовая сумма земельного налога за право пользования сельскохозяйственными угодьями уплачивается землепользователями в размере 10 % — до 25 июня, в размере 35 % — до 25 сентября и в размере 55 % — до 25 декабря текущего года.

Прочие налоги и сборы

Налог за пользование автомобильными дорогами.

Плательщиками налога за пользование автомобильными дорогами являются все субъекты, осуществляющие экономическую деятельность и имеющие статус юридического лица, независимо от их организационно-правовых форм, видов деятельности, принадлежности и форм собственности.

Объект налогообложения — это объем товарной продукции (валового дохода, работ, услуг), складского и розничного товарооборота без НДС. Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, уплачивают налог по ставкам, установленным для каждого вида деятельности отдельно.

Юридические лица уплачивают этот налог по следующим ставкам:

а) промышленные предприятия — 0,8 % от объема товарной продукции по отпускным ценам;

б) строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные организации — 0,8 % от объема строительно-монтажных, ремонтных и буровых работ, выполняемых собственными силами;

в) предприятия государственной торговли и организации потребительской кооперации — 0,08 % от товарооборота розничной сети, а оптово-торговые организации — 0,08 % от складского товарооборота;

г) заготовительные, торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и оптово-торговые организации — 0,08 % от складского товарооборота, включая суммы оборота «с участием в расчетах»;

е) автотранспортные организации и организации городского транспорта, состоящие на хозяйственном расчете, — 0,8 % дохода от услуг транспорта и т.д.

Налог за пользование автомобильными дорогами включается в состав расходов по внереализационным операциям.

От уплаты налога за пользование автомобильными дорогами освобождаются:

а) учреждения и организации, состоящие на государственном бюджете;

б) зрелищные предприятия, санатории, дома отдыха и пансионаты, жилищно-эксплуатационные конторы и домоуправления;

в) организации дорожного хозяйства Министерства транспорта Кыргызской Республики в части объемов работ, выполненных по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, финансируемых из бюджета;

г) средства, поступающие в порядке гуманитарной помощи;

д) предприятия и организации Кыргызского общества слепых и глухих.

Отчисления средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике.

Плательщиками денежных средств, отчисляемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются промышленные, транспортные, строительные, арендные, акционерные, совместные предприятия, объединения, общественные организации, кооперативы, малые и другие предприятия, хозяйственные организации, расположенные на территории Кыргызской Республики, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, являющиеся юридическими лицами.

Отчисления денежных средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций производятся в размере 1,5 % от стоимости реализованной продукции (работ, услуг), поступлений от прочей реализации без учета НДС, акциза и включаются в издержки производства продукции (работ, услуг).

При реализации продукции за рубеж предприятия и организации уплачивают указанные отчисления в вырученной от экспорта иностранной валюте в размере 1,5 %.

Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Размеры ставок установлены в процентах от стоимости выпущенной товарной продукции, которая является стоимостным эквивалентом добытого количества полезного ископаемого за конкретный период деятельности предприятия.

Плательщиками средств на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы являются все предприятия и организации — недропользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, находящиеся на хозяйственном расчете и имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях банка, а также лица, которые в результате своей деятельности используют недра Республики для целей добычи и переработки полезных ископаемых.

Размер отчислений горнодобывающих предприятий определяется предприятиями-недропользователями как произведение ставки отчислений и стоимости произведенной (выпущенной) товарной продукции. Отчисления за попутно добываемые компоненты при разработке комплексных месторождений производятся по ставкам за основной компонент на этих месторождениях.

Исходным показателем для расчета размера отчислений является суммарная стоимость выпущенной предприятием товарной продукции за конкретный период его деятельности.

Налог на рекламу. Плательщиками налога являются предприятия и организации независимо от форм собственности, резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, их филиалы, представительства, отделения и иные обособленные подразделения по месту размещения рекламы и физические лица, рекламирующие свою продукцию.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг (без НДС) на изготовление и распространение рекламы, включая работы, осуществляемые хозяйственным способом.

Ставка налога устанавливается в размере, не превышающем 3 % стоимости рекламных услуг.

Налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж. Плательщиками налога являются юридические и физические лица. Ставка налога, устанавливаемая местными кенешами от стоимости оказанных услуг населению, от товарооборота розничной торговли, не может превышать 2 %.

В соответствии с Налоговым кодексом в Кыргызской Республике действуют 16 видов местных налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы

В настоящее время в Кыргызской Республике рассматривается вопрос введения в Налоговый кодекс раздела, касающегося налогообложения субъектов малого предпринимательства. Основное внимание уделяется совершенствованию упрощенной (на основе фиксированных платежей, патентов) системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, реализующих товары (работы, услуги) конечным потребителям, определению перечня видов деятельности, подлежащих обязательному налогообложению на патентной основе, совершенствованию механизма определения стоимости патента и др.

В этой связи 7 декабря 2001 года принят Закон Кыргызской Республики «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства», в котором определены правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики субъекты малого предпринимательства — это юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие на свой риск и под свою имущественную ответственность не запрещенную законодательством деятельность с целью извлечения прибыли независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие экономическую деятельность с объемом валовой выручки до 3 000 000 сомов в год.

Упрощенная система налогообложения предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога взамен ряда иных налогов (см. табл. 3).

www.nalvest.ru