Налог на доходы физических лиц зачисляется в местный бюджет

В какой бюджет платить НДФЛ?

На сегодняшний день система наполнения государственного бюджета стабилизировалась, стала стройной и законодательно обоснованной.

Особенностями современного типа развития системы налогообложения является ориентирование на уже проверенные европейские финансовые механизмы.Кроме этого, характерные особенности формирования федерального бюджета состоят в том, что поступления являются плановыми, а федеральные налоги стали главной статьей поступлений.

Федеральные налоги

Давно известный экономический инструмент для наполнения бюджетасистема налогов считается крайне важным звеном в финансовых и общественных отношениях с момента зарождения государственности.

Любая трансформация государственности моментально влечет значительные преобразования системы сбора налогов. Формирование основы государства – бюджета посредством сбалансированных сборов и налогов происходит не только в направлении финансов.

Налоговая система является экономическим рычагом, позволяющим регулировать состояние общественного производства, динамики и структуры, влиять на научно-технический прогресс.

Система начисления и сбора налогов РФ на сегодня распределяет все денежные потоки, которые поступают в бюджет. Они имеют статус федеральных, региональных и местных.

Установленные Налоговым Кодексом ст.13 федеральные налоги имеют категорию обязательных к начислению и перечислению на территории страны, вне зависимости от административного деления.

Федеральными являются следующие налоги:

  • Налогообложение прибыли организации.
  • Акцизный сбор некоторых категорий продукции.
  • Сбор за использование водных ресурсов.
  • Налог на добываемые полезные ископаемые.
  • Нормативами законодательных документов установлены пропорции отчислений от каждого федерального налога сумм в государственный и нижестоящие бюджеты.

    Муниципальные бюджеты также формируются из федеральных налогов, но относящихся к категории местных. Наиболее важным и значимым для местных доходов является налог на доходы физических лиц, всем известный НДФЛ.

    НДФЛ и его особенности

    Этот налог оплачивается практически всеми гражданами нашей страны, которые получают активный или пассивный доход. Федеральными законами установлено, что многочисленные граждане зарубежных государств, которые ведут активную предпринимательскую деятельность, также обязаны оплачивать НДФЛ наравне с нашими соотечественниками.

    Государственная система в законодательном порядке установила не только базу налогообложения, но и градированную систему ставок налога. Это пять ступеней ставок, каждая точно соответствует определенному типу полученного дохода.

    В период с 2014 по 2015 финансовый год федеральным законом установлено начисление НДФЛ следующим образом:

  • 9% налоговое отчисление. Применяется кдивидендам, доходам долевой части работы организаций, % от облигаций ипотечного покрытия, системного доверительного управления.
  • 13% налог от ведения трудовой деятельности и работы как высококвалифицированный специалист согласно Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ.
  • НДФЛ в размере 15% это база от долевого участия в работе отечественных предприятий любой сферы деятельности.
  • Ставка в 30% относится к доходам, которые получают налоговые нерезиденты, работающие в нашей стране.
  • 35% налог на доход относится к выигрышам, призам, полученным % от вложенных депозитов, от рублевых и валютных займов.
  • Налог крайне удобен для контроля плательщика даже при отсутствии финансово – экономического образования или определенных навыков.

    Порядок перечисления НДФЛ в бюджет

    Условия совершенно просты, вне зависимости от того, что расчет производен самимплательщиком или его налоговым агентом.

    После подачи декларации о доходах, полученных за год, согласно Налогового Кодекса ст. 228 оплатить заявленную сумму необходимо до середины следующего года, то есть крайней датой является 15 июля. При условии, что это выходной, ст. 6.1 поясняет, что возможно перенесение на рабочий день, который следует далее.

    Уплата налога лицами любой категории, прекратившим работать в течение года, имеет несколько иную специфику. Нужно сразу подать декларацию и в течение двух недель внести требуемую сумму в федеральный бюджет.

    Современные финансовые технологии предлагают несколько методов причисления:

  • Безналичное перечисление банковским переводом.
  • Путем внесения наличных средств в кассы, расположенные приместных администрациях.
  • Почтовым переводом.
  • Перечисление с использованием небанковской кредитной организации имеющей лицензию Центрального Банка России на подобные операции.
  • Региональные налоги

    Эта категория налоговых поступлений также зафиксирована законодательством нашего государства и также являются обязательными для всех субъектов предпринимательства.

    Налоговым Кодексом строго зафиксированы все нюансы этих налогов.

    Это определение сроков уплаты, ставок и форм отчетности региональных налогов, которые регламентированы законами отдельно взятых субъектов РФ.

    К ним относятся следующие региональные налоги:

    • Налог на транспорт, поставленный на баланс предприятия.
    • Обложение налогом имущества и фондов, принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности.
    • Начисление налога на доходы, полученные от ведения игорного бизнеса.
    • Суммы налоговых поступлений дают возможность наполнять федеральный бюджет этого уровня. Федеральные законы регламентирую общий принцип формирования базы и системы налогообложения.

      Региональное администрирование позволяет устанавливать ставку и объемы льгот этой категории налогов.

      Местные налоги

      Именно они позволяют наполнить исключительно местный бюджет и являются также законодательно установленными федеральными налогами.

      В данную категорию входят:

      1. Налог на операции с недвижимостью.
      2. Различные категории сборов, на определенные виды предпринимательства.
      3. Использование мест, где паркуются транспортные средства.
      4. Сбор на туристические услуги.
      5. Таким образом, наиболее значимый и весомый федеральный налог – НДФЛ уплачивается в местный бюджет и является одним из самых важных факторов его формирования.

        pozvoniuristu.ru

        В какой бюджет зачисляется НДФЛ на физических лиц в 2018 году

        Обязанность по выплате подоходного налога возникает у рядовых граждан, ИП и налоговых агентов. Основанием становится получение налогооблагаемого дохода. Но в какой бюджет выплачивается НДФЛ в 2018 году?

        Налог на доходы физических лиц относится к перечню обязательных сборов. Основной целью такого налогообложения выступает пополнение государственной казны. Но в какой именно бюджет зачисляется НДФЛ в 2018 году?

        Общие аспекты

        Обычные российские граждане, для которых основным и единственным доходом является заработная плата, редко задумываются об уплате НДФЛ.

        Да им это и ни к чему, поскольку налоги с зарплаты за них выплачивает работодатель, выступающий налоговым агентом.

        Он самостоятельно исчисляет сумму к удержанию и перечисляет ее в бюджет. Работник получает уже «чистую» зарплату.

        У граждан обязанность по выплате подоходного налога возникает при получении дохода, не связанного с официальным трудоустройством.

        Например, человек может продать недвижимость или сдает квартиру в аренду. Налог на доходы, не связанные с предпринимательством, выплачиваются по истечении года получения прибыли.

        Отсутствие требования ФНС об уплате налогов не является весомым аргументов для игнорирования обязательности платежа.

        Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налог, подать налоговую декларацию и оплатить положенный взнос.

        Декларация 3-НДФЛ подается не позже чем 30 апреля года, последующего за годом обретения дохода. А выплатить положенную сумму необходимо до 15 июля года подачи декларации.

        Неподача декларации и неуплата налога грозит наложением штрафа, который выплачивается дополнительно к обязательному платежу.

        Что это такое

        Налог на доходы физических лиц, или сокращенно НДФЛ, это тип прямых налогов в РФ, являющийся одним из основных сборов.

        Основанием взыскания налога становится получение налогооблагаемого дохода. При этом налоговой базой для исчисления суммы платежа становится совокупный доход физлица за исключением подтвержденных документально расходов.

        Размер налога устанавливается в процентном соотношении к налоговой базе. Причем в зависимости от категории плательщика величина ставки варьируется.

        Стандартное значение для трудящихся россиян определено как 13 %. Нерезиденты платят налог по ставке 30 %. Кроме того существуют и иные варианты ставок.

        При установлении налоговой базой в расчет принимаются все типы доходов, приобретенные плательщиком, как в денежной или натуральной форме, так и в качестве материальной выгоды.

        Разные удержания от полученных доходов, в том числе и по судебным решениям, не снижают налоговую базу. Устанавливается налоговая база по группам доходов, соответствующих одинаковой ставке.

        За что платят

        В качестве объекта обложения подоходным налогом выступают доходы, полученные физлицами:

        К видам облагаемых доходов относятся:

      6. заработная плата при официальном трудоустройстве;
      7. оплата за работу, выполненную по договорам ГПХ;
      8. дивиденды;
      9. страховые выплаты;
      10. доходы, полученные от распоряжения имуществом;
      11. доходы от реализации недвижимости или иных ценных активов;
      12. иные доходы, обретенные от деятельности в России или за ее пределами (для резидентов).
      13. Отдельные виды доходов не подлежат налогообложению НДФЛ. Их перечень определяется ст.215, ст.217 НК РФ. Как правило, к таким доходам относятся социальные выплаты, пособия, субсидии и подобные суммы.

        Действующие нормативы

        НДФЛ, или подоходный налог, касается абсолютно всех физических лиц. Согласно закону под физлицами понимаются россияне и иностранцы, взрослые граждане и несовершеннолетние, женщины и мужчины, то есть абсолютно все.

        Суть налогообложения сводится к тому, что раз появился доход, то должен быть уплачен НДФЛ. Подробно порядок взимания НДФЛ рассматривается в гл.23 НК РФ.

        Кроме того юридическая база по подоходному налогу включает в себя следующие нормативы:

        Отдельные нюансы начисления и уплаты НДФЛ разъясняются в Письмах ФНС РФ и Минфина.

        В какой бюджет зачисляется налог на доходы физических лиц

        Гл.23 НК РФ достаточно подробно разъясняет порядок по расчету подоходного налога и его уплате.

        С 2016 года установлено, что налоговые агенты обязаны выплачивать НДФЛ за своих сотрудников не позже дня, последующего за днем действительного получения дохода (зарплаты) и не позднее завершения месяца, в каком были выданы пособия, связанные с наступлением нетрудоспособности и отпускные.

        Прежде перечисление следовало проводить день в день. Индивидуальные предприниматели и физические лица, у которых в текущем году имело место получение налогооблагаемого дохода, уплачивают НДФЛ в следующем за отчетным годом.

        Оплата подоходного налога осуществляется по месту постановки на учет физического лица или налогового агента.

        Физлица самостоятельно вносят необходимые платежи, за наемных работников налоги платят работодатели. Обособленные подразделения, платят НДФЛ по месту своего нахождения.

        Если российская компания имеет обособленные подразделения, находящиеся в пределах одного муниципального образования, он вправе встать на учет по месту нахождения любого подразделения и платить все налоги по одному месту учета.

        Когда подразделения находятся на территории разных муниципальных образований, то налоги уплачиваются по отдельности по месту регистрации каждого отдельного филиала.

        Основная часть уплаченного НДФЛ поступает в бюджеты субъектов РФ. Но при распределении средств учитываются потребности местных бюджетов, которые частично пополняются за счет подоходного налога.

        Но плательщикам нет необходимости самостоятельно определять, в какой бюджет пойдет выплаченная сумма. Куда платится НДФЛ за работников, в какой бюджет?

        Как проверить СНИЛС по базе Пенсионного фонда онлайн на официальном сайте, читайте здесь.

        Уплачивается НДФЛ единым платежом по определенному КБК. Федеральное казначейство, руководствуясь ОКТМО, самостоятельно распределяет суммы по различным бюджетам.

        Кто должен платить

        Платить подоходный налог обязан любой гражданин, который получает налогооблагаемый доход.

        Плательщики НДФЛ делятся на две группы:

      14. Налоговые резиденты РФ, проживающие на территории России минимум 183 дня в течение года.
      15. Нерезиденты РФ, имеющие доходы в России.
      16. Важно понимать, что резиденство и гражданство не имеют ничего общего. Налоговым резидентом может являться и иностранец, который большую часть года живет в России, здесь работает и получает доход.

        Также классифицировать плательщиков НДФЛ можно по следующим категориям:

      17. Лица, обязанные декларировать полученные доходы самостоятельно.
      18. Лица, за которых налоги исчисляют и уплачивают налоговые агенты.

      Самостоятельно физлица отчитываются о разовых доходах. Например, это может быть доход от продажи имущества, от выполненной по договору ГПХ работы, от сдачи в аренду квартиры.

      В таком случае плательщик по истечении года подает в ФНС декларацию с указанием всех полученных за год доходов и на основании расчета уплачивает необходимую сумму налога.

      Если доход получается на постоянной основе из одного источника, коим является работодатель, то обязанность по исчислению и выплате налога возлагается на этого работодателя-налогового агента.

      Самостоятельно уплачивают НДФЛ лица, какие являясь налоговыми резидентами РФ, получают доход от источника за пределами России.

      Также обязанность по самостоятельной выплате налога возникает и у индивидуальных предпринимателей.

      Юридические лица НДФЛ не платят, но это не значит, что они освобождены от налогообложения.

      Для организаций подоходный налог заменяется налогом на прибыль, кроме того ЮЛ выплачивают НДС и прочие налоги, исходя из применяемого режима налогообложения.

      В федеральный или региональный

      В какой бюджет зачисляется НДФЛ, бланк декларации не содержит указания на уплату определенному адресату. Указывается только получатель – орган, в котором плательщик состоит на налоговом учете.

      Ответ на вопрос дает Бюджетный кодекс РФ. Так бюджетам субъектов РФ посвящена ст.56 БК РФ.

      Здесь говорится о видах налоговых платежей, за счет которых пополняется региональный бюджет. В отношении НДФЛ сказано, что в бюджет субъекта РФ поступает 85 % собранных средств.

      Кроме того сюда же поступают в полном объеме авансовые платежи по подоходному налогу, выплачиваемые иностранцами, трудящимися по патенту.

      Ст.58 БК РФ устанавливает порядок отчисления налоговых платежей в местные бюджеты от общей суммы сбора по федеральным и региональным налогам.

      В частности субъект РФ вправе принимать закон, устанавливая единые нормы отчислений для местных бюджетов в субъект РФ и определять какой процент от определенного вида налога остается в местном бюджете.

      Для налогоплательщиков вопрос о том, куда выплачивается подоходный налог. Является скорее риторическим. Главное, что нужно знать, это предназначение платежей.

      Видео: НДФЛ

      За счет собранных налогов по доходам физических лиц формируются бюджеты, которые впоследствии расходуются на государственные нужды, в том числе и на реализацию социальных программ.

      Попросту говоря, именно за счет собранных налогов обеспечивается бесплатная медицинская помощь и образование, выплачиваются субсидии и пособия, оказывается поддержка социально незащищенным категориям населения.

      Задача налогоплательщика – своевременно уплатить положенный доход по месту регистрационного учета.

      Полученные платежи согласно установленному порядку будут распределены на федеральный, региональный и местные бюджеты.

      Как правильно рассчитать сумму платежа

      При расчете сумму НДФЛ к выплате одним из основных параметров является налоговая ставка. Она может различаться. В зависимости от вида полученного дохода.

      Так применяются следующие ставки налога:

      jurist-protect.ru

      НДФЛ: налог региональный или федеральный?

      В налоговой системе Российской Федерации существует три вида налогов: федеральные, региональные и местные. Основанием для такой классификации является уровень органов, которые вводят тот или иной обязательный платеж.

      К какому уровню относится НДФЛ: федеральному, региональному или местному? Статья 13 Налогового Кодекса Российской Федерации закрепляет исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов. НДФЛ является федеральным налогом и регламентируется главой 23 НК РФ.
      Как происходит распределение суммы, получаемой государством в виде налогов, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Прямой зависимости от того кто вводит налог с тем в какой бюджет он будет зачислен – нет. Налоговые доходы от НДФЛ, являющегося федеральным налогом, не поступают в федеральный бюджет.

      Распределение доходов от НДФЛ между бюджетами установлено БК РФ и зависит от того, кто является налогоплательщиком. По общему правилу в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ. Исключение составляет налог, уплачиваемый иностранным гражданином, работающим в России на основании патента. В данном случае налог в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ).
      Оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты (п.2 ст.58 БК РФ). Дальнейшее распределение зависит от того, какие административные единицы есть на территории субъекта.
      В субъектах с территориальным делением на городские округа вся оставшаяся сумма зачисляется в бюджеты этих округов.
      В случае, когда на территории субъекта есть городские поселения, то 10% от суммы НДФЛ перечисляется в их бюджет, а 5% в бюджеты муниципальных районов в их составе. В субъектах с сельскими поселениями, разделенными на муниципальные районы в следующем процентном соотношении: 2%-поселениям, 13% – муниципальным районам.

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

      raszp.ru

      Зачисление налога на доходы физических лиц в местные бюджеты в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

      Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Покровская Наталья Владимировна

      В статье охарактеризованы последствия и перспективы изменения политики федеральных и региональных властей по передаче в доходы муниципалитетов поступлений по налогу на доходы физических лиц . На основании анализа статистических данных об исполнении бюджетов показано, что снижение на федеральном уровне с 2012 г. доли НДФЛ, обязательной к зачислению в местные бюджеты , не повлияло значимо на их доходы. Однако с 2014 г. сокращение федеральных нормативов сопровождалось снижением передаваемой доли НДФЛ, что вызвало снижение его роли в доходах местных бюджетов и рост значимости безвозмездных поступлений. Вызывает сомнение, что попытка переориентации источников местных бюджетов с подоходного налога на поимущественные налоги адекватна финансовым потребностям российских муниципалитетов.

      Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Покровская Наталья Владимировна,

      The Payment of the Personal Income Tax to Local Budgets of the Russian Federation

      Текст научной работы на тему «Зачисление налога на доходы физических лиц в местные бюджеты в Российской Федерации»

      зачисление налога на доходы физических лиц в местные бюджеты в Российской федерации

      Покровская Наталья Владимировна, канд. экон. наук, Санкт-Петербургский государственный

      университет, Санкт-Петербург, Россия

      В статье охарактеризованы последствия и перспективы изменения политики федеральных и региональных властей по передаче в доходы муниципалитетов поступлений по налогу на доходы физических лиц. На основании анализа статистических данных об исполнении бюджетов показано, что снижение на федеральном уровне с 2012 г. доли НДФЛ, обязательной к зачислению в местные бюджеты, не повлияло значимо на их доходы. Однако с 2014 г. сокращение федеральных нормативов сопровождалось снижением передаваемой доли НДФЛ, что вызвало снижение его роли в доходах местных бюджетов и рост значимости безвозмездных поступлений. Вызывает сомнение, что попытка переориентации источников местных бюджетов с подоходного налога на поимущественные налоги адекватна финансовым потребностям российских муниципалитетов.

      ключевые слова: налог на доходы физических лиц; местные бюджеты; региональные бюджеты.

      The Payment of the Personal income Tax to Local Budgets of the Russian Federation

      Pokrovskaya Natalia V., PhD (Economics), St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia n.pokrovskaia@spbu.ru

      The paper analyzes the prospects and implications of changing the federal and regional policies with the purpose to pass the personal income tax to municipal revenues. Based on the statistical data analysis concerning the budget utilization, it was shown that the reduction of the federal share of the personal income tax subject to payment to local budgets beginning with 2012 did not significantly affect the revenues of the latter. However, from 2014, the decrease in federal standards has been accompanied by a decrease in the transferred PIT share, which caused diminishing of its significance in local budget revenues and an increase in the importance of gratuitous receipts. It is doubtful that the attempt to reorient the sources of local budgets from the income tax to property taxes is adequate to the financial needs of Russian municipalities.

      Keywords: personal income tax; Local budgets; Regional budgets.

      Решение проблемы повышения финансовой самостоятельности местного самоуправления

      Необходимость повышения финансовой самостоятельности местного самоуправления в России, а также расширения его налоговых полномочий достаточно полно обоснована в научной литературе [1, 2]. Вместе с тем поиски источника доходов, адекватного расходным потребностям территорий, а также соответст-

      вующего принципам передачи налоговых поступлений и полномочий на местный уровень в рамках фискального федерализма продолжаются много лет. На налоговые доходы местных бюджетов в России значимое влияние оказывают как решения федеральных властей о перераспределении поступлений по налогам, так и политика региональных властей [3]. С 2012 г. существенно возросла роль налоговых поступлений, переданных в бюджеты муниципали-

      НдФл в доходах местных бюджетов, %

      Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015

      Фактическая доля в поступлениях НДФЛ, зачисляемая в местные бюджеты 42 42 41 41 33 32

      Доля в поступлениях НДФЛ, зачисляемая в местные бюджеты сверх федеральных нормативов по решению региональных властей 12 12 21 21 18 17

      Доля НДФЛ в доходах местных бюджетов 20,2 19,7 20,9 21,5 17,% 17,7

      Справочно: доля безвозмездных поступлений в доходах местных бюджетов 59 61 62 61 64 64

      Источник: рассчитано по данным отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 20102015 гг. Федерального казначейства России (без учета городов федерального значения и Республики Крым).

      тетов согласно решениям властей субъектов Российской Федерации. Однако при этом политика региональных властей, ориентированная на активное регулирование местных бюджетов посредством перераспределения налоговых доходов, не всегда приводит к снижению значимости для муниципальных образований безвозмездных поступлений из бюджетов вышестоящих уровней.

      При рассмотрении направлений расширения налоговых доходов на местном уровне анализируется как передача муниципалитетам новых источников [4], так и увеличение закрепленной доли передаваемых налогов, в том числе по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Поступления по этому налогу являлись основным источником налоговых доходов местных бюджетов на протяжении более двадцати лет. Однако с 2012 г. происходит сокращение доли НДФЛ, закрепленной за муниципалитетами на федеральном уровне.

      НдФл как источник доходов местных бюджетов в России

      Источники сведений о доходах российских муниципалитетов в 1990-х гг. немногочисленны. Тем не менее по имеющимся данным подоходный налог являлся вторым по значимости

      (после налога на прибыль) доходом местных бюджетов в 1992-1995 гг. (при этом на местный уровень передавалось порядка 65-75% всех поступлений по налогу) [5] и остается основным в налоговых доходах бюджетов муниципальных образований с 1996 г. по настоящий момент.

      С 1998 г. на федеральном уровне была определена минимальная доля зачисления подоходного налога в бюджеты муниципалитетов в объеме 50% поступлений по субъекту Российской Федерации. С 2004 г. закрепленная в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее — БК РФ) обязательная доля НДФЛ была сокращена до 30%, и с 2005 до 2011 г. средняя передаваемая в местный бюджет доля НДФЛ была достаточно стабильной и составляла порядка 40-42% от поступлений по налогу в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

      С 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» доля обязательных нормативов закрепления НДФЛ за местными бюджетами была снижена до 20%, а с 2014 г. согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — до 15%. Таким образом,

      Распределение субъектов Российской Федерации по доле НдФЯ, переданной в местные бюджеты

      1. Количество субъектов Российской Федерации, в которых общая доля НДФЛ, зачисляемая в местные бюджеты, составила:

      менее 25% 0 0 0 0 0 0

      более 25% и менее 30% 2 0 0 0 8 18

      более 30% и менее 35% 0 1 0 0 54 49

      более 35% и менее 40% 31 32 29 24 11 9

      более 40% и менее 45% 35 34 45 51 6 4

      более 45% и менее 50% 5 6 4 3 1 1

      более 50% и менее 55% 6 5 2 1 0 0

      более 55% и менее 60% 0 2 0 1 0 0

      более 60% и менее 65% 1 0 0 0 0 0

      100% 1 1 1 1 1 0

      2. Количество субъектов Российской Федерации, в которых переданная исключительно по решениям региональных властей доля НДФЛ, зачисляемая в местные бюджеты, составила:

      менее 5% 0 1 0 0 0 0

      более 5% и менее 10% 31 32 0 0 0 0

      более 10% и менее 15% 35 34 0 0 8 18

      более 15% и менее 20% 5 6 29 24 54 49

      более 20% и менее 25% 6 5 45 51 11 9

      более 25% и менее 30% 0 2 4 3 6 4

      более 30% и менее 35% 0 0 2 1 1 1

      более 35% и менее 40% 0 0 0 1 0 0

      более 40% 1 1 1 1 1 0

      Примечание: серым цветом выделены значения преобладающего числа субъектов Российской Федерации. В анализ включен 81 субъект Российской Федерации без городов федерального значения и Республики Крым.

      Источник: рассчитано по данным отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 20102015 гг. Федерального казначейства.

      за три года закрепленная на федеральном уровне доля зачисления НДФЛ в доходы муниципалитетов была сокращена в два раза.

      Вместе с тем в соответствии с отчетами об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации изменение федерального

      законодательства с 2012 г. не вызвало существенного снижения значимости подоходного налога для доходов муниципалитетов — доля налога в доходах местных бюджетов даже возросла, что было связано с увеличением поступлений по налогу, опережающим рост доходов бюджетов (табл. 1).

      Распределение субъектов Российской Федерации по доле поступлений по НДФЛ в доходах местных бюджетов

      Источник: Составлено по отчетности об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2010-2015 гг. Федерального казначейства России (без учета городов федерального значения и Республики Крым).

      В 2012-2013 гг. реакцией региональных властей на снижение минимальных нормативов зачисления НДФЛ стало не столько снижение, сколько повышение во многих субъектах Российской Федерации зачисляемой доли НДФЛ. В итоге фактическая доля практически осталась неизменной, однако часть налога, переданная исключительно по решению региональных властей, теперь стала превышать соответствующую часть, переданную согласно БК РФ.

      Однако с 2014 г. данная тенденция не только не продолжилась, а скорее изменилась на противоположную — вслед за сокращением федеральных нормативов уменьшилась и доля налога, передаваемая по решению региональных властей.

      Политика региональных властей по передаче доли средств от НдФл на местный уровень

      Динамика переданной в местные бюджеты доли НДФЛ по субъектам Российской Федерации (без учета городов федерального значения и Республики Крым), представленная в табл. 2, позволя-

      ет оценить тенденции политики региональных властей по регулированию доходов местных бюджетов посредством передачи подоходного налога и дает объяснение изменению значимости НДФЛ для доходов муниципалитетов.

      В 2012 г. передаваемая региональными властями доля подоходного налога, сверх сниженного на федеральном уровне минимального порога, увеличилась в 75 субъектах Российской Федерации из 81 субъекта, включенного в анализ, причем в 32 субъектах Российской Федерации эта доля увеличилась более чем на 10 процентных пунктов. Если в 2010-2011 гг. в наибольшем числе регионов общая доля переданного на местный уровень НДФЛ составляла от 35 до 45%, то в 2012-2013 гг. для большинства субъектов Российской Федерации она уже была равна от 40 до 45%.

      С 2014 г. преобладает число регионов с общей передаваемой долей НДФЛ от 30 до 35%; доля НДФЛ сверх федерального порога (несмотря на его снижение на 5 процентных пунктов) сократилась в 66 субъектах Российской Федерации, в 27 из ко-

      торых это снижение составило более 5 процентных пунктов. С 2015 г. в местные бюджеты Ненецкого автономного округа зачисляется 50% поступлений НДФЛ, при том, что ранее на протяжении более десяти лет эта доля была равна 100%.

      Политика региональных властей, ориентированная на активное регулирование местных бюджетов посредством перераспределения налоговых доходов, не всегда приводит к снижению значимости для муниципальных образований безвозмездных поступлений из бюджетов вышестоящих уровней.

      Доля НДФЛ, закрепляемая за местными бюджетами, определяет и значимость поступлений по налогу в доходах муниципалитетов. На рисунке представлено распределение субъектов Российской Федерации по доле НДФЛ в доходах местных бюджетов в 2011, 2013, 2015 гг.: доля поступлений по налогу в доходах увеличивается в 2013 г. и снижается в 2015 г. Схожая динамика, но с обратным знаком, наблюдается и для распределения регионов по доле безвозмездных поступлений в доходах в 2010-2015 гг.

      Таким образом, стремление снизить долю подоходного налога, закрепленную за местными бюджетами, проявившееся на федеральном уровне в виде поправок в БК РФ с 2012 г., было поддержано региональными властями с 2014 г., что привело к уменьшению передаваемых поступлений по налогу и соответственно уменьшению значимости НДФЛ в доходах муниципалитетов. Несмотря на декларируемый в рамках реформы налогообложения имущества физических лиц потенциал роста поступлений по соответствующему налогу, очевидно, что анализируемые изменения федерального и регионального регулирования снизят и без того весьма скромные налоговые доходы местных бюджетов.

      Зачисление подоходного налога в местные бюджеты в контексте теории фискального федерализма и зарубежной практики

      Согласно теоретическим принципам распределения налоговых поступлений в федеративном государстве прогрессивный подоходный налог не подходит для покрытия нужд местных бюджетов [6, 7].

      Что касается источников доходов муниципалитетов в развитых странах, можно отметить, что они не всегда соответствуют даже тем теоретическим принципам, которые находят понимание у исследователей. С определенной долей условности можно выделить три модели формирования доходов местных бюджетов, основывающиеся на поимущественных налогах, подоходных налогах и иных налогах или группах налогов. Статистические данные по организации налоговых систем в странах ОЭСР свидетельствуют о том, что преобладание на местном уровне поимущественного налогообложения чаще сопровождается наибольшей степенью налоговой автономии муниципальных властей, однако самая высокая значимость налогов для местных бюджетов, подкрепленная наиболее широкими налоговыми полномочиями, наблюдается в странах с преобладанием на местном уровне подоходных налогов, что связано с его фискальным потенциалом [8].

      С 2010-х гг. на фоне масштабной реформы налогообложения недвижимого имущества делается попытка переориентирования налоговых источников местных бюджетов в России с подоходных на поимущественные налоги. Однако произошедшее снижение зачисления НДФЛ пока не было подкреплено увеличением поступлений по налогу на имущество физических лиц (который может рассчитываться исходя из кадастровой стоимости с 2015 г., однако поступит в местные бюджеты лишь начиная с 2016 г.). Длительный переходный период в рамках реформирования налогообложения недвижимости в России и опыт развитых стран дают основания сомневаться в том, что потенциально возможные к увеличению поступления по налогу на имущество физических лиц

      смогут в будущем компенсировать снижение зачисляемых в местные бюджеты поступлений по НДФЛ. Интерес может представлять анализ соотношения по субъектам Российской Фе-

      дерации динамики передаваемой в местные бюджеты доли подоходного налога и общей политики региональных властей по регулированию доходов муниципалитетов.

      1. Иванов В. В. Развитие бюджетно-налогового федерализма в России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2001. Вып. 1. С. 3-9.

      2. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: Юнити-Дана, 2015. 415 с.

      3. Киреенко А. П., Орлова Е. Н. Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма // Регион: экономика и социология. 2014. № 1 (81). С. 193-217.

      4. Пинская М. Р. К вопросу об отнесении налогов к соответствующим уровням бюджетной системы // Вестник Финансовой академии. 2009. № 3 (51). С. 57-62.

      5. Freinkman L., Treisman D., Titov S. Subnational Budgeting in Russia: Preempting a Potential Crisis. World Bank Technical Paper 452. Washington DC. 1999.

      6. Микеладзе П. В. Очерки финансовой организации союзных и федеральных государств. Л., 1926. 244 c.

      7. Салина Н. В. Принцип эквивалентности услуг в местных финансах // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2011. Вып. 4. С. 99-106.

      8. Покровская Н. В. Налоги в доходах местных бюджетов стран ОЭСР // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 33-37.

      1. Ivanov V. V. Development of budget-tax federalism in Russia [Razvitie bjudzhetno-nalogovogo federalizma v Rossii]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Ekonomika — Bulletin of Saint-Petersburg State University. Series 5. Economics, 2001, iss. 1, pp. 3-9.

      2. Fiscal federalism. Problems and perspectives of development [Fiskal’nyj federalizm. Problemy i perspektivy razvitija] under the editorship of I. A. Maiburov, Yu. B. Ivanov. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2015, 415 p.

      3. Kireyenko A. P., Orlova E. N. Manifestation of regional tax policy in terms of the Russian budget federalism [Projavlenija regional’noj nalogovoj politiki v uslovijah rossijskogo bjudzhetnogo federalizma]. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: Economics and Sociology, 2014, Vo. 1 (81), pp. 193-217.

      4. Pinskaia M. R. On the question of assigning taxes to the appropriate levels of the budget system [K voprosu ob otnesenii nalogov k sootvetstvujushhim urovnjam bjudzhetnoj sistemy]. Vestnik Finansovoj akademii — Bulletin of the Financial Academy, 2009, No. 3 (51), pp. 57-62.

      5. Freinkman L., Treisman D., Titov S. Subnational Budgeting in Russia: Preempting a Potential Crisis. World Bank Technical Paper 452. Washington DC, 1999.

      6. Mikeladze P. V. Essays on the financial organization of union and federal states [Ocherki finansovoj organizacii sojuznyh i federal’nyh gosudarstv], Leningrad, 1926, 244 p.

      7. Salina N. V. Benefit principle in local finance. [Princip jekvivalentnosti uslug v mestnyh finansah]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Ekonomika — Bulletin of Saint-Petersburg State University. Series 5. Economics, 2011, iss. 4, pp. 99-106.

      8. Pokrovskaia N. V. Taxes in revenues of local budgets in the OECD countries [Nalogi v dohodah mestnyh bjudzhetov stran OJeSR]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Taxes. Law, 2014, No. 3, pp. 33-37.

      cyberleninka.ru