Налоги подразделяются на группы

§ 13.1.5. Прямые и косвенные налоги

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

.налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

.налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

.косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);

.косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключаются в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

bibliotekar.ru

Прямые и косвенные налоги, их характеристика

В зависимости от места формирования источника выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги подразделяются на:

· налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

· налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

· косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);

· косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Налоговые льготы

Содержание статьи:

Виды налоговых льгот

Правом на налоговые льготы наделены определенные категории граждан, что выражается в виде сниженной налоговой ставки или полной отмены налога.

По уровню действия льготы в данной сфере подразделяются на следующие группы:

ВНИМАНИЕ, АКЦИЯ! Бесплатная консультация!

  • +7 499 938-42-73 Москва
  • +7 812 425-13-82 Санкт-Петербург
  • +7 800 511-81-25 Россия
  • федеральные, установленные Налоговым Кодексом РФ;
  • региональные, регламентируемые НК РФ или законодательными актами субъектов РФ;
  • местные, действующие в соответствии с НК или нормативными актами муниципалитетов.
  • Если субъект устанавливает какие-либо льготы, то ему предоставляется право их отменить. Если льгота зафиксирована в НК, то не может дублироваться в законодательных актах субъекта или муниципалитета.

    Местные органы власти проводят оценку эффективности для корректировки перечня льгот. В результате оценивается влияние налоговых послаблений на расходные и доходные статьи бюджета, социальное воздействие введенных льгот на уровень жизни граждан.

    Уважаемые посетители портала «Льготный эксперт»!

    Для быстрого решения вопросов льгот, пособий, выплат, субсидий и пенсий рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

    +7 499 938-42-73 | Москва

    +7 812 425 13-82 Санкт-Петербург

    +7 800 511-81-25 Россия

    Заявки принимаются КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Обращайтесь к квалифицированным юристам, это быстро и удобно!

    В зависимости от категории плательщика льготы бывают следующими:

    По сфере применения льготы подразделяются на:

    1. социальные (создают комфортные условия и уменьшают действие неблагоприятных факторов);
    2. экономические (способствуют развитию бизнеса и привлечению инвесторов).
    3. С учетом формы виды налоговых льгот являются следующими:

    4. изъятие – позволяет освобождать определенные субъекты от налогообложения;
    5. скидки – снижение налоговой базы;
    6. освобождение – льгота, действующая для определенных групп лиц;
    7. отсрочка, кредит – изменение временного периода, в течение которого производится выплата налога;
    8. амнистия – возврат части налога, уплаченной ранее.
    9. Налоговые льготы для ветеранов

      Налоговые льготы ветеранам боевых действий и ВОВ, а также Героям России и Советского Союза являются следующими:

      Налоговый вычет представляет собой сумму, на которую снижается величина дохода, подлежащего налогообложению. Возврат налога можно получить с уплаченного ранее НДФЛ в случае приобретения жилья, наличия расходов на образование или медицинские услуги.

      Указанным льготным категориям предоставляется ежемесячный вычет в размере 500 руб. Если гражданин получил инвалидность, то указанная сумма увеличивается до 3 000 рублей.

      В области земельного налогообложения льгота предполагала снижение налоговой базы. В итоге кадастровая стоимость земли уменьшалась на 10 000 рублей. С 2018 года льгота носит натуральный характер: не уплачивается сбор с земли менее 600 кв.м. Если величина участка превосходит 6 соток, сбор рассчитывается только с площади сверх льготной.

      Льготы по налогу на средства передвижения регламентируют региональные органы власти. В зависимости от субъекта РФ производится полная отмена сборов или освобождение с ограничениями по мощности средства передвижения. Возможен вариант, когда с учетом мощности машины льготникам предоставляется скидка на перечисление налога.

      Налоговые льготы для инвалидов

      При наличии инвалидности гражданин может воспользоваться следующими послаблениями:

      • отмена имущественного налога (только для инвалидов 1 и 2 группы и при назначении группы в детском возрасте);
      • ежемесячный налоговый вычет величиной 3 000 руб. (согласно ст.218 НК РФ);
      • особые условия при уплате сборов за пользование землей (ст.391 НК РФ);
      • скидка по налогу на транспортное средство.
      • Налоговые льготы для инвалидов 2 группы, а также при инвалидности 1 группы или с детства также предполагают льготные 600 кв.м., с которых сбор не берется.

        Льготы по налогу на транспорт устанавливает законодательство субъектов РФ. Полная отмена налога или скидка на него зависят от присвоенной категории инвалидности и технических особенностей транспортного средства. В Москве льгота актуальная для автомобилей мощностью до 200 л.с., в Санкт-Петербурге – не более 150 л.с.

        Узнать порядок назначения льготы и необходимые для этого условия можно в местных законодательных органах. Оформление льготы производится в заявительном порядке.

        Налоговые льготы для пенсионеров

        Налоговые льготы для пенсионеров в 2018 году включают следующие направления:

      • отмена сборов за имущество (ст.407 НК РФ);
      • льготы по земельному налогу;
      • особые условия выплаты транспортного налога;
      • вычет при покупке недвижимости.
      • Пенсионерам не требуется уплачивать налог на имущество касательно одного из объектов недвижимости: квартиры, жилого дома, гаража, дачи и т.д. Если в собственности пенсионера имеется несколько объектов одного вида, то льготные условия распространятся только на один из них.

        Возможность получить скидку по транспортному налогу указана в региональном законодательстве. На получение льготы влияют технические особенности транспортного средства и его вид.

        С 2018 года все пенсионеры включены в льготную категорию граждан, имеющих льготы по земельному налогу. На участки менее 600 кв.м. налог не начисляется, а на землю большей площади только на метраж сверх льготного.

        С 2014 года граждане, имеющие дополнительный доход помимо пенсии, могут перенести остаток по имущественному вычету на три предшествующих года. Обязательным условием является выплата за данные годы НДФЛ. Право пенсионеров на имущественный вычет закреплено в Налоговом Кодексе.

        Налоговые льготы многодетным семьям

        Гражданам, воспитывающих трех и более детей, предоставляются следующие послабления:

      • вычет на детей (ст.218 НК РФ);
      • на транспортный налог;
      • на земельный налог;
      • льготы при организации фермерского хозяйства.
      • Налоговый вычет для многодетных семей включает 1400 руб. за первого и второго ребенка, 3000 руб. – за третьего и последующего. Если гражданин имеет троих детей, то для него ежемесячно налогообложению не подлежит 5,8 тысяч рублей. С остальной суммы взимается 13%.

        Транспортные льготы многодетным семьям устанавливает региональное законодательство. В Москве таким семьям предоставляется полная льгота на выплату транспортного налога. При этом учитывается один вид транспортного средства независимо от мощности.

        Местные органы также устанавливают льготы по земельному налогу для данной льготной категории. Сюда относится частичная или полная отмена налога, уменьшение ставки или отсрочка выплаты.

        При организации фермерского хозяйства многодетным семьям предоставляются дополнительные условия:

      • освобождение от перечисления земельного сбора на фиксированный срок;
      • уменьшение ставки налога.
      • Льготы для юридических лиц

        Индивидуальные предприниматели и юридические лица обладают правом на следующие льготы:

      • по НДС (ст.145, 145.1 и 149 НК РФ);
      • на имущество организаций (ст.381 НК РФ);
      • особые условия при расчете налога на прибыль.
      • Льготы по НДС перечисляются при реализации товаров, имущественных прав, оказании услуг на территории России.

        Льготы по НДС подразделяются на несколько категорий:

        1. при реализации определенных товаров или услуг (почтовых марок, медицинских товаров, перевозка пассажиров);
        2. при ведении определенной деятельности (в образовательной сфере, заведениях искусства и культуры, реализации сельскохозяйственной продукции);
        3. при выполнении ряда операций (предоставление помещений в аренду для иностранцев, проведение государственных лотерей).
        4. Налоговые льготы на имущество полагаются учреждениям УИС, организациям религиозного назначения, общественным объединениям инвалидов, при производстве фармацевтики и в других сферах.

          Льготные условия по налогу на прибыль распространяются на медицинские, образовательные организации, компании социального обслуживания, особые экономические зоны.

          Порядок оформления налоговых льгот

          Оформить особый режим взимания налогов можно в заявительном порядке при обращении в местные налоговые органы по месту расположения зарегистрированных объектов недвижимости, средства передвижения или земельного участка.

          Порядок использования льготных условий включает составление заявления и сбор установленных документов согласно перечню.

          Для оформления особого налогового режима требуются следующие документы:

          • заявление. Посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление на налоговую льготу];
          • паспорт;
          • документы о праве собственности на объект, на который распространяется льгота;
          • удостоверение пенсионера;
          • ИНН;
          • документы о появлении на свет детей;
          • подтверждение инвалидности;
          • документы о наличии звания Героя или ветерана.
          • Документ можно направить лично или почтой. Допускается вариант оформления через электронный сервис на портале ФНС.

            Чтобы выбрать один из объектов недвижимости, подлежащих льготному налогообложению, направляется уведомление с его указанием. При отсутствии данного указания налоговый орган учитывает на льготных условиях объект с максимальной налоговой нагрузкой.

            Пакет документов подается в ответственные службы до 1 ноября текущего года. В случае каких-либо изменений их нужно учитывать только на следующий год.

            Для оформления налогового вычета после покупки жилья требуются следующие документы:

          • декларация 3-НДФЛ;
          • справка 2-НДФЛ;
          • договор, подтверждающий куплю или продажу жилья;
          • соглашение об участии в долевом строительстве;
          • документ приема-передачи;
          • подтверждение права собственности;
          • платежные документы.
          • Налоговый вычет предоставляется после проверки представленных сведений, которая занимает 3 месяца. Перечисление средств выполняется через месяц после принятия налоговой службой положительного решения.

            Пример по налоговым льготам

            Мирошкин Антон Евгеньевич является ветераном боевых действий в Чечне. Гражданин имеет двоих детей и проживает в г. Москва.

            С учетом своего статуса Мирошкин А.Е. пользуется следующими налоговыми льготами:

          • стандартный вычет в размере 500 руб.;
          • вычет на двоих детей на сумму 2800 руб.;
          • освобождение от уплаты сбора на жилой дом;
          • освобождение от уплаты земельного налога за дачу 300 кв.м.;
          • освобождение от уплаты транспортного налога на автомобиль.

          Заключение

        5. Налоговые льготы различаются в зависимости от уровня действия, субъекта, формы и сферы использования.
        6. Кто имеет право на налоговые льготы, прописано в НК РФ и региональных законодательных актах.
        7. Льготы ветеранам и героям затрагивают имущественную, земельную и транспортную сферу, а также позволяют получить имущественный вычет.
        8. Льготы инвалидам включают освобождение по имущественному налогу и определенные послабления в сфере земельного и транспортного налогообложения.
        9. Пенсионеры уплачивают транспортный налог согласно региональному законодательству.
        10. Граждане пенсионного возраста освобождены от имущественного налога, однако могут получить налоговый вычет.
        11. Многодетным семьям предоставляется право на налоговый вычет на детей и льготы при организации фермерского хозяйства.
        12. На уровне субъекта РФ многодетным семьям предоставляются льготные условия по перечислению транспортного налога.
        13. В зависимости от сферы деятельности юридические лица могут получать послабления в сфере налогообложения.
        14. Процедуру оформления льготы необходимо пройти в налоговом органе по месту регистрации объекта.
        15. Для использования льготных условий нужно предоставить определенный перечень документов.

        Наиболее популярные вопросы и ответы на них по налоговым льготам

        Вопрос: Как вернуть уплаченный налог при появлении права на льготу?

        Ответ: Необходимость вернуть излишне уплаченные суммы возникает в случаях, когда подтверждающие документы предоставляются не своевременно. Гражданам предоставляется возможность вернуть средства при появлении права на льготный режим (получение звания, выход на пенсию и др.).

        Налоговый Кодекс устанавливает фиксированный период, за который можно произвести перерасчет. Сюда относятся три налоговых периода до отправки документов на льготу. Не позволяется произвести возврат за периоды до того, как появилось право на льготный режим.

        Вернуть излишне уплаченные средства допускается в денежной форме. Налоговая служба также производит перерасчет, где учитывает пени, штрафы, другие налоги.

        Чтобы получить необходимую сумму налога, нужно направить письменный запрос в налоговую инспекцию. Перевод средств выполняется в срок 1 месяц с момента получения заявления.

        lgoty-expert.ru

        КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

        1) включения или невключения в отдельные группировки местных налогов и сборов;

        2) неучета перераспределяемых поступлений по другим звеньям бюджетной системы;

        3) отнесения налогов на прирост капитала к разным налоговым группам (к числу подоходных или к числу поимущественных налогов);

        6) неучета взносов и платежей в фонд социального страхования и другие фонды социального назначения;

        7) включения или невключения в разряд «личных налогов» корпорационного налога. Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но могут быть причиной крупных практических просчетов. Анализируя данные сравнительной статистики в области налогообложения, следует помнить о том, что системы налогообложения в отдельных странах до сих пор существенно различаются, и это может приводить к значительным расхождениям даже в тех случаях, когда при сопоставлениях применяется единая методология группировки налогов. Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

        3) пошлины и сборы. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными — налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовый, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц (подоходный налог с физических лиц), налоги на прибыль (доход) организаций (корпорационный), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество физических лиц и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. Эти налоги относятся к группе личных налогов. Основными видами косвенного налогообложения являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина.

        Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами.

        Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы. К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или невключением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного характера. В одних странах эти обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды (автономные бюджеты, присоединенные бюджеты), в других — они поступают непосредственно в федеральный бюджет (например, в США), в третьих странах встречаются элементы двух вышеуказанных систем (смешанный вариант). Сложности обеспечения четкой классификации увеличиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения. Для международных сопоставлений часто применяется система налоговой классификации ОЭСР, которая является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Взносы на социальное страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу.

        Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и т.д. объединены в группу «Налоги на заработную плату и рабочую силу». Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам. Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп «Взносы на социальное страхование» и «Налоги на заработную плату и рабочую силу» может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалованья в каждой отдельной стране. С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ).

        Для обеих классификаций общими являются принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов, но классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик. Сильно отличается от классификаций ОЭСР и МВФ классификация по Системе национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, схожий с традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел.

        Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы. ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины. Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов. Преимущество системы ОЭСР по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) делает группы «Прочих налогов» и «Других налогов и сборов» самыми малочисленными. В результате сгруппированные в разделы и подразделы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

        Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

        taxation.academic.ru

        Вопрос 2. Классификация налогов и сборов в РФ

        Классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным признакам.

        1. По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов.

        2.По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленныеи регулирующие. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм. Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен. Регулирующий налог — это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

        3. По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физическихили юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

        4. По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.). Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д. Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

        К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).

        Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства, например налог с продаж.

        Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

        Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

        6. По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатыеитвердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.

        7. По назначению налоги подразделяют на общиеиспециальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).

        Вопрос 3. Налоговое законодательство РФ. Компетенция органов власти

        в сфере налогообложения в РФ

        Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ.

        Законодательство о налогах и сборах в РФ подразделяется на Федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

        Законодательство РФ состоит из налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о налогах и сборах.

        Законодательство субъектов РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

        Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

        Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

        Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля.

        Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на:

        — акты органов исполнительной власти;

        — акты исполнительных органов местного самоуправления;

        — акты органов государственных внебюджетных фондов.

        Вопрос 4. Основы налогового производства. Бюджетно-налоговое

        планирование, прогнозирование, анализ и контроль

        Многообразие приёмов и способов налогообложения, сложность правовых и законодательных актов формирования налоговых отношений обусловили выделение их в особую экономическую подсистему, получившую название «Налоговое производство».

        Налоговое производство охватывает все отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, а также все вопросы, связанные с организацией эффективного управления налогообложением от формирования элементов до полного исполнения обязательств по налоговым платежам и контролю.

        Управление налогообложением находится в прямой зависимости от стоящих перед ним задач. Важнейшим условием здесь является система отношений по поводу организации поступления денежного потока от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней, т.е. организация налогового менеджмента.

        Основными составляющими налогового менеджмента являются налоговое планирование и прогнозирование, анализ и контроль налоговых поступлений.

        Задача планирования и прогнозирования состоит в оценке возможности формирования бюджетных поступлений на базе оптимальных возможностей расчётов и поступлений налоговых платежей в казну государства.

        В процессе налогового планирования и прогнозирования применяются общеизвестные методы, в том числе балансовый, метод экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа.

        Важным фактором в налоговом планировании является необходимость учёта степени риска, заранее предполагающей резерв отклонений в пределах 2 – 3-х пунктов фактических объёмов налоговых поступлений на случай непредсказуемости отдельных факторов.

        С учетом этих отклонений принимается нижний уровень налоговых заданий в качестве финансового закона (Закона о бюджете).

        Не менее важным условием является определение инфляционной составляющей, как при планировании, так и в процессе прогнозирования исполнения бюджета и его перспективы в стратегическом смысле.

        Возможности реального исполнения бюджета определяются на основе всестороннего анализа налоговых поступлений по всем направлениям (по видам налогов, по отраслям хозяйствования, регионам, категориям налогоплательщиков и т.д.).

        Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства. Решение этой задачи зависит, прежде всего, от прогноза, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, восстановления и поступления платежей в полном объёме.

        studopedia.ru