Не вправе вмешиваться в деятельность судов

Статья 29. Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастии,
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

1. Положение настоящей статьи о независимости судей Конституционного Суда воплощает в конституционном судопроизводстве требование ст.120 Конституции. Формально-юридически это с необходимостью вытекает из того факта, что нормы о Конституционном Суде включены в главу Конституции о судебной власти. Следовательно, конституционные принципы ее осуществления распространяются и на конституционное судопроизводство.
С содержательной стороны независимость судей всех судов, включая Конституционный Суд, объективно связана с принципом разделения властей, который предполагает, что органы судебной власти самостоятельны, а также с сутью правосудия как метода осуществления судебной власти.
2. Независимость судей Конституционного Суда выступает и как необходимый элемент их правового статуса (см. комментарий к ст.13), и как один из основных процессуальных принципов в конституционном судопроизводстве. Между этими моментами есть особая взаимосвязь. Независимый статус судьи вне судопроизводства необходим именно для того, чтобы обеспечить независимость при принятии решений Конституционным Судом. В то же время процессуальное положение судьи, как и вся установленная комментируемым Законом процедура конституционного судопроизводства, выступает в качестве гарантии независимости судей.
3. Конституция Российской Федерации прямо не указывает на специфические черты независимости судей Конституционного Суда. Независимый статус судей всех судов обеспечивается практически равными для них гарантиями (ст.13 настоящего Закона, ст.9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»). Однако Конституция (ст.120 в соотношении со ст.125) и Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде очерчивают специфические рамки процессуальной независимости его судей: при осуществлении своих полномочий они руководствуются только Конституцией и настоящим Законом (ч.1 комментируемой статьи). В отличие от иных судов, которые подчиняются как Конституции, так и другим законам. Конституционный Суд проверяет соответствие законов Конституции, может своим решением лишить их юридической силы и, значит, не связан ими (ч.6 ст.125 Конституции, ст.79 настоящего Закона). Это необходимая предпосылка для осуществления его компетенции.
Обязанность выявлять неконституционность правовых предписаний требует большей свободы при выработке судьями Конституционного Суда их правовой позиции. При этом расширяются не только процессуальная независимость судей и их несвязанность статутными нормами, но и сфера ответственности. Это также обусловлено возложенными на Конституционный Суд полномочиями.
4. Обращенное к судьям Конституционного Суда требование руководствоваться Конституцией и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде не противоречит судейской независимости, ибо она имеет строго функциональное значение. Независимость судей Конституционного Суда должна лишь обеспечивать свободную оценку ими конституционности нормативных правовых актов и не может вести к какому бы то ни было произволу в конституционном судопроизводстве. Следование Конституции и Закону о Конституционном Суде исключает такой произвол. Одновременно оно является гарантией независимости судей, так как создает объективную правовую основу для того, чтобы судьи не подчинялись «ничему и никому более» (см. комментарий к ст.10).
Вместе с тем обращенное к судьям требование подчиняться только Конституции и их обязанность в то же время руководствоваться во всей своей деятельности Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде не противоречат друг другу. Они имеют разную правовую природу. Обеспечение соблюдения Конституции выступает в качестве единственной цели деятельности Суда. Закон же о Конституционном Суде регулирует средства и методы ее осуществления. Конституционный Суд связан этим Законом лишь постольку, поскольку действует презумпция его соответствия Конституции. В принципе не исключается возможность проверки Судом конституционности и Закона о Конституционном Суде.
5. В Законе подчеркиваются внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) стороны независимости судей Конституционного Суда. Внешняя независимость судей закреплена в следующих положениях:
1) судьи не являются представителями интересов каких-либо государственных или социальных структур. Этому служит содержащийся в ст.11 Закона запрет для судьи занимать государственные или общественные должности и принадлежать к политическим партиям и движениям. Часть 2 ст.29 дополняет этот запрет. Судья не имеет никаких обязательств перед теми, кто в соответствии со ст.9 выдвинул его на должность судьи, представил его кандидатуру для назначения и назначил. Судья имеет право и обязан отстаивать в судопроизводстве свою личную позицию;
2) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым Судом вопросам (ч.4 ст.29). Сами судьи не могут не только запрашивать такие указания, но и получать их — судья обязан их отвергнуть. Этому не противоречит вызов в Суд и заслушивание Судом эксперта, который дает заключение, исходя из своих специальных познаний, в том числе и в области права (ст.63), а также право сторон в конституционном судопроизводстве излагать и обосновывать в Суде свою позицию, приводя правовые аргументы (ст.62). Суд, однако, не связан ни заключениями экспертов, ни доводами сторон (ст.74);
3) условия, в которых принимаются решения Конституционного Суда, согласно ч.4 ст.29, обеспечивают свободу волеизъявления судей и исключают воздействие на них как извне, так и внутри судейской коллегии — со стороны председательствующего и других судей. Этому служат равенство прав судей (ст.16), их право выражать свою Позицию по порядку исследования вопросов (ст.60), свобода высказываться в ходе совещания судей, порядок голосования и обеспечение тайны совещания (ч.4 ст.15, ст.70).
Внутренняя сторона судейской независимости предполагает субъективно независимую внутреннюю позицию: выступая в личном качестве, судья выражает только свое мнение, его позиция должна быть чисто правовой. Судья не может принимать какие-либо решения, подчиняясь постороннему влиянию. Кроме того, он обязан руководствоваться лишь своим правопониманием, а не политическими пристрастиями (ч.3 комментируемой статьи).
6. Часть 5 ст.29 связывает запрет какого бы то ни было вмешательства в деятельность Конституционного Суда с ответственностью за нарушение указанного запрета. В отличие от других гарантий независимости судей (ст.13) ответственность за вмешательство в деятельность Суда устанавливается не в настоящем Законе, а в другом (отраслевом) законодательстве. Поэтому в ч.5 содержится отсылочная норма. Так же с помощью отсылочной нормы закрепляется в ст.10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» ответственность за вмешательство в деятельность судей других судов.
В действующем законодательстве не определены какие-либо специальные составы правонарушений, связанных с вмешательством в деятельность судей Конституционного Суда. Такие нарушения должны преследоваться на основании норм Уголовного кодекса, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против правосудия (за вмешательство в рассмотрение конкретного дела, угрозу по отношению к судье и оскорбление судьи), и ст.165 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за проявление неуважения к суду. Нормы об ответственности могут получить развитие в ходе совершенствования отраслевого законодательства, если обнаружится недостаточная эффективность действующего регулирования.

www.nashyprava.ru

Арбитражный суд Омской области

Суд заявил, что не вправе заставлять администрацию Знаменки благоустраивать улицы

Суд заявил, что не вправе заставлять администрацию Знаменки благоустраивать улицы

На минувшей неделе арбитражный суд Омской области рассмотрел иск Центра учёта и содержания собственности Омской области к администрации Знаменского района и к администрации Знаменского сельского поселения. Центр учёта и содержания собственности требовал обязать районную и сельскую администрацию благоустроить две улицы в селе Знаменском – имени Голодных и Светлую. Имелись в виду такие работы, как строительство автомобильной дороги с подъездными путями и переходными полосами, а также сетями уличного освещения, установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов, озеленение территории, прилегающей к нескольким многоквартирным жилым домам. Истец желал, чтобы ответчик выполнил эти работы в течение полугода после вступления решения суда в законную силу.

Казённое учреждение «Центр учёта и содержания собственности Омской области» пояснило: все перечисленные жилые дома относятся к казённому имуществу. Это жильё, приобретённое в казну для того, чтобы поселить в нём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому центр учёта и требует, чтобы администрация позаботилась о подведомственной ему территории.

В суде представители Знаменской администрации ответили: адресные указатели они и так сделают. Уличное освещение тоже обеспечат, только не в течение полугода, а к 1 ноября – график работ уже согласован с «Омскэнерго». А вот автомобильную дорогу построить невозможно: средств на это в районном бюджете нет.

Однако арбитражный суд не стал заставлять Знаменскую администрацию строить дорогу. Представители правосудия пояснили:

– Заявляя требования о понуждении к совершению действий, истец – казённое учреждение Омской области «Центр учёта и содержания собственности Омской области» – возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации безопасности дорожного движения отсутствует.

Суд напомнил, что ответственность за соблюдение прав детей-сирот несут не районные администрации, а власти субъекта Федерации.

Судья Елена Погосткина отказала казённому учреждению в удовлетворении иска. При этом отметив:

– Отказ в удовлетворении иска в указанной части не нарушает права и законные интересы истца, поскольку у него имеются другие, предусмотренные законом, способы защиты нарушенного права.

К кому обращаться, чтобы возле жилья сирот построили дорогу, суд разъяснять не стал.

omsk.arbitr.ru

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

1. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия —

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела —

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 294

1. Согласно ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть — посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). В ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» устанавливается, что судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей . Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.

СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1.

Поэтому никто не вправе вмешиваться в какой бы то ни было форме в деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия. Установление законом уголовной ответственности за вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия является значительной правовой гарантией независимости судей при осуществлении правосудия.

В ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. установлена недопустимость воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, кроме случаев и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Названные положения распространяются на деятельность дознавателей, следователей органов МВД, ФСБ и налоговой полиции.

Комментируемая статья предусматривает два состава преступления: состав воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1) и состав воспрепятствования производству предварительного расследования (ч. 2). В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается ответственность за названные выше преступления при квалифицирующих признаках.

2. Общественная опасность вмешательства в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294) заключается в том, что такими действиями подрывается конституционное положение о самостоятельности и независимости судебной власти, авторитет судебной власти и доверие к ней народа, нарушается справедливость при принятии решений судом, попираются права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений. Таким образом, объект преступления — интересы правосудия.

3. Под вмешательством в деятельность суда по осуществлению правосудия понимается воздействие на судью или коллегию судей (в том числе и коллегию присяжных заседателей) со стороны физических лиц, не входящих в состав суда, принявшего соответствующее дело к своему рассмотрению или приступившего к его разбирательству.

4. Объективная сторона данного преступления может выражаться в какой бы то ни было форме, а именно: просьба или требование к судье, присяжному заседателю или народному заседателю о решении дела определенным образом, подкрепленные теми или иными обещаниями им каких-то выгод или благ; высказывание угроз; обращение к близким судьи или присяжного либо народного заседателя воздействовать на него в целях решения дела в интересах обратившегося; дача совета или указания со стороны должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления и т.д.

Вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия может выражаться в организации пикетирования здания суда с демонстрацией плакатов и лозунгов, в которых сформулированы требования к суду относительно решения дела, в проведении митинга или демонстрации, организации голодовки в помещении суда и др.

5. Рассматриваемое преступление является оконченным с момента начала совершения действий или акций, непосредственно направленных на воспрепятствование осуществлению судьями правосудия по делу. Для квалификации действий виновного как оконченного преступления не требуется, чтобы они как-то повлияли на коллегию судей или судью и принятие решения в интересах данного лица.

6. Субъектом данного преступления (ч. 1 ст. 294) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее шестнадцатилетнего возраста.

7. С субъективной стороны вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия может быть совершено только с прямым умыслом, т.е. когда лицо сознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность принятия решения судьями в его интересах и желало этого. Мотивами этого преступления могут быть личная заинтересованность, корыстные побуждения, ложно понятые интересы учреждения или организации и т.д. Целью этого деяния является воспрепятствование осуществлению правосудия: принятию судьями (или судьей) законного и справедливого решения по делу.

8. Письменные обращения или ходатайства в суд отдельных граждан или руководителей предприятий, организаций или учреждений об условном осуждении, применении наказания, не связанного с лишением свободы, в отношении члена трудового коллектива не могут рассматриваться в качестве вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия.

9. В ч. 2 ст. 294 УК предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению предварительного расследования. С объективной стороны названное преступление характеризуется вмешательством в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, с целью помешать всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Формы воздействия на указанных должностных лиц те же, что и формы воздействия на судей, присяжных и народных заседателей.

10. Письменные обращения граждан или должностных лиц с ходатайством о прекращении дела, а также защитника подозреваемого или обвиняемого о производстве следственных действий, прекращении дела и т.п. не могут рассматриваться в качестве вмешательства в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях помешать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, поскольку такие действия допускаются уголовно — процессуальным законодательством.

11. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 294, воздействию подвергаются судьи, присяжные заседатели и народные заседатели, а при совершении преступления ч. 2 ст. 294 УК — прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, которые в соответствии со служебным положением осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия либо приняли в соответствии с уголовно — процессуальным законом дело к своему производству. Состав данного преступления отсутствует, если в целях воспрепятствования производству предварительного расследования посягательство совершается в отношении лиц, занимающих должности прокуроров, следователей или дознавателей, при условии, что они работают в другом территориальном органе и в соответствии со своими процессуальными полномочиями не могут влиять на ход и результаты расследуемого дела.

12. Воспрепятствование производству предварительного расследования является оконченным с момента совершения соответствующего действия или акции, непосредственно направленных на воспрепятствование всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

13. Субъектом рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 294) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее 16-летнего возраста.

14. С субъективной стороны данное преступление совершается только при наличии прямого умысла. Мотивами этого деяния могут быть личная заинтересованность в исходе дела, корыстные побуждения и т.п. Цель действий виновного — воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

15. Статья 20 УПК РСФСР обязывает прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

16. Определения понятий «прокурор» и «следователь» даны в п. 6 и 7 ст. 34 УПК РСФСР.

17. Под лицом, производящим дознание, следует понимать сотрудника органа дознания, который в соответствии со своей служебной компетенцией занимается расследованием уголовного дела в форме дознания и принял данное дело к своему производству, а также других сотрудников органа дознания, которым приказом его начальника поручено провести дознание по данному конкретному делу.

18. Виды органов дознания определены ст. 117 УПК РСФСР.

19. Квалифицирующим обстоятельством преступлений в виде воспрепятствования осуществлению правосудия либо производству предварительного расследования является совершение предусматриваемых ими деяний с использованием лицом своего служебного положения.

20. Служебное положение лица определяется его правовым статусом (совокупностью полномочий и обязанностей), устанавливаемым законом или иным правовым нормативным актом, исходя из принадлежности к категориям лиц, занимающих государственные должности государственной службы Российской Федерации или ее субъекта, соответствующие должности в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах, других войсках и формированиях, а также принадлежности к категориям государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных негосударственных организациях.

21. Под лицами, которые использовали свое служебное положение в целях воспрепятствования осуществлению правосудия либо в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию уголовного дела, следует понимать не любое лицо, которое в той или иной форме воздействовало на судей или иных лиц, а лишь такое лицо, совокупность полномочий которого дает ему реальную возможность оказывать влияние на исход дела. Это в первую очередь лица, занимающие государственные должности государственной службы Российской Федерации и ее субъектов, должностные лица органов местного управления и т.п.

22. Указания прокурора следователю или лицу, производящему дознание, а также указания вышестоящего прокурора нижестоящему прокурору о направлении расследования по делу, данные в соответствии с уголовно — процессуальным законом, не могут рассматриваться в качестве вмешательства в расследование дела. Не образуют состава данного преступления и указания начальника следственного отдела, которые сделаны им в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 127 УПК РСФСР.

www.vuzlib.su

Останкинский районный суд города Москвы
Европейский суд по правам человека

Депутату Государственной думы

Уважаемый Александр Александрович!

На Ваше обращение, поступившее в Останкинский районный суд г.Москвы 05.05.2012 г. о рекомендации в отказе следователю по особо важным делам первого отдела следственной части ГУ МВД России по Центральному федеральному округу в удовлетворении его ходатайства об избрании Тимошенко Л.Т., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 4 УК РФ, меры пресечения в виде содержания под стражей и незамедлительном освобождении Тимошенко Л.Т. в ходе судебного заседания, сообщаю следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», независимость судьи обеспечивается, в том числе запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

П. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

В соответствии с действующим законодательством председатель суда не вправе давать оценку действиям судей, а так же вмешиваться в их процессуальную деятельность, в частности, председатель суда не вправе давать указания по совершению тех или иных процессуальных действий в рамках производства по делу.

Таким образом, вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо, а проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться только в установленном процессуальном порядке.

Учитывая изложенное, настоящее обращение не может быть расценено иначе как прямое давление на судей Останкинского районного суда г. Москвы при избрании меры пресечения в виде заключения содержания под стражу, что, как было указано выше, недопустимо.

Постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения содержания под стражу от 26.04.2012 г., Тимошенко Л.Т. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до 24 июня 2012 г. включительно.

Дополнительно сообщаю, что 27 апреля 2012 г. адвокатом Тимошенко Л.Т. была подана кассационная жалоба на постановление об избрании меры пресечения в виде заключении под стражу.

Законность, обоснованность и справедливость постановления будет проверена судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда в установленном законом порядке.

ostankinsky.msk.sudrf.ru

Не вправе вмешиваться в деятельность судов

Судебный участок № 8 Советского судебного района города Ростова-на-Дону

8 января 1998 года

О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

19 декабря 1997 года

24 декабря 1997 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.10.2003 N 133-ФЗ ,

от 30.11.2004 N 143-ФЗ , от 02.03.2007 N 24-ФЗ ,

от 25.12.2008 N 274-ФЗ , от 28.06.2009 N 126-ФЗ ,

от 09.11.2009 N 246-ФЗ , от 18.07.2011 N 240-ФЗ ,

от 25.12.2012 N 265-ФЗ , от 12.03.2014 N 29-ФЗ ,

от 29.12.2014 N 475-ФЗ , от 08.03.2015 N 44-ФЗ )

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также — районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также — федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ , от 08.03.2015 N 44-ФЗ )

1.1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — Судебный департамент.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

1) для федеральных судов — осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

2) для мировых судей — осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Статья 2. Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее — органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

2. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

3. Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» находится по месту постоянного пребывания Судебного департамента.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 475-ФЗ)

(п. 3 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа деятельности Судебного департамента

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Статья 4. Невмешательство в осуществление правосудия

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.

3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 265-ФЗ)

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

(пп. 10 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

(пп. 16 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

16.1) организует разработку, внедрение и обеспечение функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; организует и осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»; обеспечивает в пределах своих полномочий доступ к информации о деятельности судов;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

16.2) формирует государственное задание для федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» в целях реализации полномочий Судебного департамента, указанных в подпункте 16.1 настоящего пункта;

(пп. 16.2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

18.1) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

(пп. 18.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

(пп. 20.1 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 143-ФЗ)

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

(пп. 20.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Статья 7. Структура Судебного департамента

Структура Судебного департамента утверждается решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

Статья 8. Генеральный директор Судебного департамента

1. Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

2. Генеральному директору Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

3. Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

Статья 9. Заместители Генерального директора Судебного департамента

1. Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

2. Заместители Генерального директора Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Заместители Генерального директора Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

Статья 10. Полномочия Генерального директора Судебного департамента

1. Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) утверждает положения о подразделениях и об органах Судебного департамента;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления;

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий;

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

2. Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Статья 11. Коллегия Судебного департамента

1. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

2. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации.

3. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

4. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.

Статья 12. Работники Судебного департамента

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 126-ФЗ)

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

Статья 12.1. Место постоянного пребывания Судебного департамента

(введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 475-ФЗ)

1. Местом постоянного пребывания Судебного департамента является город Санкт-Петербург.

Пункт 2 статьи 12.1 вступает в силу с даты начала осуществления Судебным департаментом при Верховном суде РФ своих полномочий в городе Санкт-Петербурге.

2. В целях обеспечения постоянной связи Судебного департамента с федеральными органами государственной власти в городе Москве, содействия в осуществлении Судебным департаментом своих полномочий создается представительство Судебного департамента в городе Москве.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЙ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации

1. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее — управление Судебного департамента) является органом Судебного департамента.

2. Управление Судебного департамента подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия управления Судебного департамента

Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции:

1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает в рамках предоставленных полномочий организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;

4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

5) финансирует районные суды, гарнизонные военные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

6) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

7) участвует в организации обеспечения районных судов и гарнизонных военных судов программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также в организации информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

7.1) участвует в осуществлении мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

7.2) участвует в пределах своих полномочий в обеспечении доступа к информации о деятельности судов;

(пп. 7.2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

8) обеспечивает районные суды и гарнизонные военные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов и гарнизонных военных судов;

9) ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;

10) принимает во взаимодействии с районными судами, гарнизонными военными судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

11) организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

11.1) принимает меры по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;

(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

11.2) организует предоставление медицинской помощи судьям районных судов, гарнизонных военных судов и мировым судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов районных судов, гарнизонных военных судов и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

(пп. 11.2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

12) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов, гарнизонных военных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Начальник управления Судебного департамента

1. Управление Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.10.2003 N 133-ФЗ , от 12.03.2014 N 29-ФЗ )

2. Начальник управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента.

Статья 16. Полномочия начальника управления Судебного департамента

1. Начальник управления Судебного департамента в пределах своей компетенции:

1) руководит деятельностью управления;

2) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления, и контролирует их исполнение. Указанные приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

3) утверждает штатное расписание управления в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

4) назначает на должность и освобождает от должности работников управления и администраторов районных судов;

5) перераспределяет по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и с учетом мнения председателей районных судов образовавшиеся в районных судах вакансии на должности судей;

6) ежегодно отчитывается о деятельности управления перед советом судей субъекта Российской Федерации;

7) присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам управления, а также соответствующим работникам аппаратов судов;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2009 N 126-ФЗ , от 12.03.2014 N 29-ФЗ )

8) взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управления;

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

2. Начальник управления Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.

Статья 17. Администратор суда

1. Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

2. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда — под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администраторы (руководители аппаратов) федеральных судов, назначенные на должность до 6 августа 2014 года, продолжают исполнять свои обязанности до дня назначения на должность в порядке, предусмотренном статьей 18 (в ред. от 12.03.2014).

Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

1. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Статья 19. Полномочия администратора суда

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также участвует в организации предоставления им медицинской помощи и их санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 21. Переходные положения

1. Поручить Правительству Российской Федерации в течение одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

осуществить финансирование мероприятий по реформированию порядка организационного обеспечения деятельности судов;

определить порядок передачи зданий, помещений и другого имущества, связанных с обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с баланса Министерства юстиции Российской Федерации на баланс Судебного департамента и передать последнему право оперативного управления указанным имуществом.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2009 N 126-ФЗ.

3. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1560; N 30, ст. 1794; 1993, N 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3300) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

sov8.ros.msudrf.ru