Способы и практика разрешения трудовых споров

Способы и практика разрешения трудовых споров


В зависимости от способа разрешения споры трудового характера можно подразделить на две категории. К первой относятся исковые споры, которые возникают из-за разногласий относительно применения трудового закона. В этом случае работник, как правило, требует, чтобы его конкретное право, нарушенное работодателем, было восстановлено или признано. Для этих целей он предъявляет иск. Вторая категория — споры, предметом которых является изменение условий труда либо установление новых, имеют неисковой характер.

На выбор способа урегулирования трудового спора также влияет его характер, в зависимости от которого спор может быть как индивидуальный, так и коллективный. В индивидуальном трудовом споре одной из сторон является определённый работник. Трудовой спор считается коллективным, если его субъектом выступает не один работник, а несколько либо трудовой коллектив.

Способы разрешения трудовых споров

Законом предусмотрено несколько вариантов устранения трудовых разногласий. Все способы разрешения трудовых споров можно подразделить на доюрисдикционные и юрисдикционные. В целях преодоления конфликта, в соответствие с доюрисдикционным порядком, работник непосредственно обращается к работодателю. Его особенностью является то, что разногласия могут быть устранены без участия специально создаваемого для этих целей органа и у сторон спора есть возможность договориться самостоятельно.

Юрисдикционные способы разрешения трудовых споров предполагают обращение за их рассмотрением в специальные органы. Такими органами могут быть комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд. КТС — орган, который специально создаётся в организации для рассмотрения спора. Однако это вовсе не означает, что работник должен в обязательном порядке обратиться в КТС. Заявление может быть сразу направлено в суд. Число представителей и работника и работодателя в КТС должно быть одинаковым. На рассмотрение заявления КТС отводится десять календарных дней. Если комиссия вынесла решение в пользу заявителя, то наниматель обязан его исполнить. В противном случае это сделает судебный исполнитель. Некоторые категории споров КТС рассматривать не может. К примеру, если предметом спора является восстановление на работе.

.